От
KL FC Bot
Представьте себе, что вам пишет или звонит ваш непосредственный начальник — или даже руководитель всей организации. Он предупреждает, что в компании развивается неприятная ситуация, которая грозит фирме штрафами или другими финансовыми потерями, вашему отделу — большими проблемами, а лично вам, возможно, — и вовсе увольнением. Холодный пот уже течет по спине, но ситуацию еще можно спасти! Для этого, конечно, придется постараться и очень быстро сделать несколько не совсем обычных вещей, но все будет хорошо…
Остановитесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. С вероятностью 99% «экстренная ситуация» целиком вымышлена, а пишут и звонят мошенники. Как распознать такую атаку и защитить себя?
Анатомия атаки
У подобных схем есть десятки разновидностей — в разных странах мошенники описывают разные трудности компании, ссылаются на вовлеченные надзорные и полицейские органы или важных бизнес-партнеров, предлагают самые разные способы решения проблемы. Но есть несколько ключевых моментов, важных психологических опорных точек, без которых атака почти невозможна. Именно по ним ее проще всего распознать.
Авторитет начальника и просто доверие знакомому человеку. Большинство людей уже выработало устойчивость к странным просьбам от незнакомцев, будь то полицейский инспектор, внезапно решивший написать вам в мессенджер, или сотрудник банка, лично озабоченный вашим благополучием. В данной схеме все иначе — к жертве якобы обращается более-менее знакомый и достаточно важный человек. Часто на роль «подсадной утки» мошенники «назначают» одного из высших руководителей организации. Во-первых, у него больше авторитет, во-вторых, есть неплохие шансы, что жертва знает этого человека, но не настолько близко, чтобы заметить неизбежные отличия в речи или стиле письма. Но есть и разновидности схемы, в которых мошенники обращаются от имени коллеги из подходящего подразделения, например из бухгалтерии или юридического отдела.
Переадресация на внешних исполнителей. В самых примитивных вариантах обращающийся «коллега» или «начальник» сам высказывает просьбу, связанную с деньгами. Но чаще всего после первоначального общения «босс» просит обсудить практические детали с неким внешним контрагентом, который прямо сейчас напишет или позвонит. В зависимости от деталей схемы этот «специальный человек» может быть представлен сотрудником ФСБ, полиции, налоговой инспекции, банка, аудиторской компании и так далее — важно то, что ему уже не нужно прикидываться знакомым жертвы. «Босс» попросит оказать «компетентному товарищу» максимальное содействие и ни в коем случае не откладывать общение с ним. Впрочем, в самых тонко проработанных схемах — как, например, с кражей $25 миллионов по результатам дипфейк-видеоконференции — мошенники могут от начала до конца представляться исключительно сотрудниками компании.
Большая срочность. Это важно, чтобы жертва не могла остановиться и подумать, разобрать ситуацию. «Уже завтра будет проверка», «прямо сейчас пришли партнеры», «сегодня вечером деньги компании спишут со счета» — в общем, действовать надо немедленно. Очень часто мошенники ведут эту часть беседы по телефону и запрещают жертве класть трубку до момента расставания с деньгами.
Абсолютная секретность. Чтобы никто не мог вмешаться в разыгрываемую сцену, «босс» сразу предупреждает жертву, что обсуждать происшествие с кем бы то ни было ни в коем случае нельзя, — огласка приведет к страшным последствиям. Мошенник может, например, сообщить, что довериться ему больше некому, среди других сотрудников есть преступники или нелояльные компании люди — в общем, постарается, чтобы до выполнения требований жертва вообще ни с кем не общалась.
В нашем случае в роли «финального босса» мошеннической схемы выступил, разумеется, «Евгений Касперский» (обратите внимание на предложение «Заблокировать/Добавить новый контакт»)
Посмотреть статью полностью
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти