Перейти к содержанию

Идентификация, аутентификация и авторизация — в чем разница?


Рекомендуемые сообщения

Это происходит с каждым из нас, причем ежедневно: мы постоянно идентифицируемся, аутентифицируемся и авторизуемся в разнообразных системах. И все же многие путают значение этих слов и часто употребляют термин «идентификация» или «авторизация», когда на самом деле речь идет об аутентификации.

Ничего такого уж страшного в этом нет — пока идет бытовое общение и обе стороны диалога по контексту понимают, что в действительности имеется в виду. Но всегда лучше знать и понимать слова, которые употребляешь, а то рано или поздно нарвешься на зануду-специалиста, который вынет всю душу за «авторизацию» вместо «аутентификации», кофе среднего рода и такое душевное, но неуместное в серьезной беседе слово «ихний».

Идентификация, аутентификация и авторизация: серьезные определения

Итак, что же значат термины «идентификация», «аутентификация» и «авторизация» — и чем соответствующие процессы отличаются друг от друга? Для начала проконсультируемся с «Википедией»:

  • Идентификация — процедура, в результате выполнения которой для субъекта идентификации выявляется его идентификатор, однозначно определяющий этого субъекта в информационной системе.
  • Аутентификация — процедура проверки подлинности, например проверка подлинности пользователя путем сравнения введенного им пароля с паролем, сохраненным в базе данных.
  • Авторизация — предоставление определенному лицу или группе лиц прав на выполнение определенных действий.

Объясняем идентификацию, аутентификацию и авторизацию на енотах

Выше было очень много умных слов, теперь давайте упростим до конкретных примеров. Скажем, пользователь хочет войти в свой аккаунт Google. Google подходит лучше всего, потому что там процедура входа явным образом разбита на несколько простейших этапов. Вот что при этом происходит:

  • Для начала система запрашивает логин, пользователь его указывает, система распознает его как существующий — это идентификация.
  • После этого Google просит ввести пароль, пользователь его вводит, и система соглашается, что пользователь, похоже, действительно настоящий, раз пароль совпал, — это аутентификация.
  • Скорее всего, Google дополнительно спросит еще и одноразовый код из SMS или приложения. Если пользователь и его правильно введет, то система окончательно согласится с тем, что он настоящий владелец аккаунта, — это двухфакторная аутентификация.
  • После этого система предоставит пользователю право читать письма в его почтовом ящике и все в таком духе — это авторизация.

Аутентификация без предварительной идентификации лишена смысла — пока система не поймет, подлинность чего же надо проверять, совершенно бессмысленно начинать проверку. Для начала надо представиться.

Идентификация без аутентификации — это просто глупо. Потому что мало ли кто ввел существующий в системе логин! Системе обязательно надо удостовериться, что этот кто-то знает еще и пароль. Но пароль могли подсмотреть или подобрать, поэтому лучше подстраховаться и спросить что-то дополнительное, что может быть известно только данному пользователю: например, одноразовый код для подтверждения входа.

А вот авторизация без идентификации и тем более аутентификации очень даже возможна. Например, в Google Документах можно публиковать документы так, чтобы они были доступны вообще кому угодно. В этом случае вы как владелец файла увидите сверху надпись, гласящую, что его читает неопознанный енот. Несмотря на то, что енот совершенно неопознанный, система его все же авторизовала — то есть выдала право прочитать этот документ.

А вот если бы вы открыли этот документ для чтения только определенным пользователям, то еноту в таком случае сперва пришлось бы идентифицироваться (ввести свой логин), потом аутентифицироваться (ввести пароль и одноразовый код) и только потом получить право на чтение документа — авторизоваться.

А уж если речь идет о содержимом вашего почтового ящика, то Google никогда и ни за что не авторизует неопознанного енота на чтение вашей переписки — если, конечно, он не идентифицируется с вашим логином и не аутентифицируется с вашим паролем. Но тогда это уже не будет неопознанный енот, поскольку Google однозначно определит этого енота как вас.

Теперь вы знаете, чем идентификация отличается от аутентификации и авторизации. Что еще важно понимать: аутентификация — пожалуй, самый важный из этих процессов с точки зрения безопасности вашего аккаунта. Если вы ленитесь и используете для аутентификации только слабенький пароль, то какой-нибудь енот может ваш аккаунт угнать. Поэтому:

  • Придумывайте для всех аккаунтов надежные и уникальные пароли.
  • Если испытываете трудности с их запоминанием — вам всегда придет на помощь менеджер паролей. Он же поможет их сгенерировать.
  • Обязательно включайте двухфакторную аутентификацию — одноразовые коды в SMS или приложении — во всех сервисах, которые это позволяют. Иначе какой-нибудь неопознанный енот, так или иначе заполучивший ваш пароль, сможет прочитать вашу тайную переписку или сделать что-то еще более неприятное.

View the full article

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Похожий контент

    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Плохие новости для компаний, использующих сайты на базе WordPress с механизмом двухфакторной аутентификации, реализованным через плагин Really Simple Security. Недавно обнаруженная в этом плагине уязвимость CVE-2024-10924 позволяет постороннему человеку аутентифицироваться на сайте под видом легитимного пользователя. Поэтому плагин рекомендуется обновить как можно быстрее.
      Чем опасна уязвимость CVE-2024-10924
      Как бы иронично это ни звучало, но уязвимость CVE-2024-10924 в плагине с названием Really Simple Security имеет CVSS-рейтинг 9.8 и классифицируется как критическая. По сути это ошибка в механизме аутентификации, из-за которой атакующий может залогиниться на сайте как любой из зарегистрированных на нем пользователей, с полными его правами (даже админскими). В результате это может привести к перехвату контроля над сайтом.
      На GitHub уже появились доказательства возможности эксплуатации этой уязвимости. Более того, судя по всему, ее применение можно автоматизировать. Исследователи из Wordfence, обнаружившие CVE-2024-10924, назвали ее самой опасной уязвимостью, обнаруженной ими за 12 лет работы в сфере безопасности WordPress.
       
      View the full article
    • kmscom
      От kmscom
      у меня вот так показано верхнее меню в гугле

      крайний правый кружочек не кликабелен

      хотя в тоже время в Microsoft Edge

      и уведомления сразу показывает на значке колокольчика и аватар с птичкой кликабелен
       
      Я немогу понять, это проделки самого браузера (или его авторов) или у меня частная проблема.

      Сам сервис работает, но как авторизоваться в Google не понятно
      UPD в режиме ингкогнито, в Гугл работает.
      хм, будем разбираться
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Мы уже писали о том, что делать, когда вам неожиданно приходит сообщение с одноразовым кодом для входа в принадлежащий вам аккаунт, который вы не запрашивали (спойлер: скорее всего, это попытка взлома, и пора задуматься о надежной защите всех своих устройств).
      Но иногда бывает и иначе: вам приходит сообщение с кодом двухфакторной аутентификации от некоего сервиса… вот только аккаунта в этом сервисе у вас нет и никогда не было. В этом посте поговорим о том, из-за чего так может получиться, а также о том, как на подобные сообщения следует реагировать.
      Откуда берутся SMS с кодами для входа в сервисы, в которых вы не регистрировались
      Есть два базовых объяснения того факта, что вам приходят одноразовые коды для входа в аккаунт, который вам совершенно точно не принадлежит.
      Первое, оно же наиболее вероятное объяснение: до того, как вы приобрели данный номер телефона, он уже кому-то принадлежал, но был отключен после прекращения контракта телеком-оператора с данным абонентом. Это называется «переиспользование телефонных номеров» — совершенно нормальная практика у поставщиков сотовой связи.
      Соответственно, предыдущий владелец номера когда-то действительно зарегистрировал на него аккаунт. И теперь либо он сам пытается в него войти, либо какой-то злоумышленник пытается этот аккаунт взломать. Попытки входа приводят к тому, что на номер телефона, который теперь уже принадлежит вам, приходят SMS с одноразовыми кодами.
      Второе объяснение: кто-то непреднамеренно пытается зарегистрировать учетную запись на ваш номер телефона. Возможно, этот кто-то «ошибся номером», то есть вводил другие цифры, но опечатался. А может быть, этот кто-то ввел случайный набор цифр, который, так уж вышло, оказался вашим номером телефона.
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Двухфакторная аутентификация с помощью одноразовых кодов (OTP — one-time password) сегодня воспринимается многими как «лекарство от всех болезней» — и от фишинга спасет, и от методов социальной инженерии защитит, и все аккаунты в безопасности сохранит. Одноразовый код запрашивается сервисом в момент логина пользователя как дополнительный метод проверки, что в учетную запись входит действительно ее владелец. Он может генерироваться в специальном приложении непосредственно на устройстве пользователя, но увы — немногие заморачиваются установкой и настройкой приложений-аутентификаторов. Поэтому чаще всего сервисы отправляют проверочный код в виде SMS, письма на электропочту, пуш-уведомления, сообщения в мессенджере или даже голосового звонка.
      Этот код действует ограниченное время, и его использование значительно повышает уровень защиты, но… На OTP надейся, а сам не плошай: даже при наличии второго фактора аутентификации личные аккаунты остаются потенциально уязвимыми для OTP-ботов — автоматизированного ПО, способного выманивать у пользователей одноразовые пароли методом социальной инженерии.
      Какую роль эти боты играют в фишинге и как они работают — в этом материале.
      Как работают OTP-боты
      Эти боты управляются либо через контрольную панель в веб-браузере, либо через Telegram и выманивают у жертвы одноразовый пароль, имитируя, например, звонок из банка с запросом присланного кода. Работает схема следующим образом.
      Завладев учетными данными жертвы, мошенник заходит в ее аккаунт и получает запрос на ввод OTP-кода. Жертве на телефон приходит сообщение с одноразовым паролем. OTP-бот звонит жертве и с помощью заранее заготовленного скрипта требует от нее ввести полученный код. Жертва набирает код на клавиатуре телефона прямо во время звонка. Код поступает в Telegram-бот злоумышленника. Злоумышленник получает доступ к аккаунту жертвы. Ключевая функция OTP-бота — звонок жертве, и от убедительности бота зависит успех мошенников: время действия одноразовых кодов сильно ограничено, и шанс получить действующий код во время телефонного разговора гораздо выше. Поэтому OTP-боты предлагают множество функций, позволяющих тонко настраивать параметры звонка.
       
      Посмотреть статью полностью
    • Tyson
      От Tyson
      Всем добрый день! 
       
      Начал постигать все "прелести" полнодискового шифрования касперского и столкнулся с проблемой, когда при загрузке Агента аутентификации не работают либо клавиатура, либо тачпад/мышь (к счастью одновременно пока не попадалось) и если без мыши еще обойтись как-то можно, то без клавиатуры тяжеловато, особенно для рядовых пользователей. С поддержкой контакт держим уже почти месяц, но результатов пока никаких... Может есть кто сталкивался с подобной проблемой? Удавалось ли её решить?
×
×
  • Создать...