Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Хотя автоматизация и машинное обучения используются в ИБ почти 20 лет, эксперименты в этой области не останавливаются ни на минуту. Защитникам нужно бороться с более сложными киберугрозами и большим числом атак без существенного роста бюджета и численности ИБ-отделов. ИИ помогает значительно разгрузить команду аналитиков и ускорить многие фазы работы с инцидентом — от обнаружения до реагирования. Но ряд очевидных, казалось бы, сценариев применения машинного обучения оказываются недостаточно эффективными.

Автоматическое обнаружение киберугроз с помощью ИИ

Предельно упрощая эту большую тему, рассмотрим два основных и давно протестированных способа применения машинного обучения:

  • Поиск атак. Обучив ИИ на примерах фишинговых писем, вредоносных файлов и опасного поведения приложений, можно добиться приемлемого уровня обнаружения похожих угроз. Основной подводный камень — эта сфера слишком динамична, злоумышленники постоянно придумывают новые способы маскировки, поэтому модель нужно очень часто обучать заново, чтобы поддерживать ее эффективность. При этом нужен размеченный набор данных, то есть большой набор свежих примеров доказанного вредоносного поведения. Обученный таким образом алгоритм не эффективен против принципиально новых атак, которые он «не видел» раньше. Кроме того, есть определенные сложности при обнаружении атак, целиком опирающихся на легитимные ИТ-инструменты (LOTL). Несмотря на ограничения, этот способ применяется большинством производителей ИБ-решений, например, он весьма эффективен для анализа e-mail, поиска фишинга, обнаружения определенных классов вредоносного программного обеспечения. Однако ни полной автоматизации, ни 100%-ной надежности он не обещает.
  • Поиск аномалий. Обучив ИИ на «нормальной» деятельности серверов и рабочих станций, можно выявлять отклонения от этой нормы, когда, например, бухгалтер внезапно начинает выполнять административные действия с почтовым сервером. Подводные камни — этот способ требует собирать и хранить очень много телеметрии, переобучать ИИ на регулярной основе, чтобы он поспевал за изменениями в ИТ-инфраструктуре. Но все равно ложных срабатываний будет немало, да и обнаружение атак не гарантировано. Поиск аномалий должен быть адаптирован к конкретной организации, поэтому применение такого инструмента требует от сотрудников высокой квалификации как в сфере кибербезопасности, так и в анализе данных и машинном обучении. И подобные «золотые» кадры должны сопровождать систему на ежедневной основе.

Подводя промежуточный философский итог, можно сказать, что ИИ прекрасно подходит для решения рутинных задач, в которых предметная область и характеристики объектов редко и медленно меняются: написание связных текстов, распознавание пород собак и тому подобное. Когда за изучаемыми данными стоит активно сопротивляющийся этому изучению человеческий ум, статично настроенный ИИ постепенно становится менее эффективен. Аналитики дообучают и настраивают ИИ вместо того, чтобы писать правила детектирования киберугроз, — фронт работ меняется, но, вопреки распространенному заблуждению, экономии человеческих сил не происходит. При этом стремление повысить уровень ИИ-детектирования угроз (True Positive, TP) неизбежно приводит к увеличению и числа ложноположительных срабатываний (False Positive, FP), а это напрямую увеличивает нагрузку на людей. Если же попытаться свести FP почти к нулю, то понижается и TP, то есть растет риск пропустить кибератаку.

В результате ИИ занимает свое место в ансамбле инструментов детектирования, но не способен стать «серебряной пулей», то есть окончательно решить проблемы детектирования в ИБ или работать целиком автономно.

ИИ-напарник аналитика SOC

ИИ нельзя целиком доверить поиск киберугроз, но он может снизить нагрузку на человека, самостоятельно разбирая простые предупреждения SIEM и подсказывая аналитикам в остальных случаях:

  • Фильтрация ложных срабатываний. Обучившись на предупреждениях из SIEM-системы и вердиктах команды аналитиков, ИИ способен достаточно надежно фильтровать ложноположительные срабатывания (FP) — в практике сервиса Kaspersky MDR это снижает нагрузку на команду SOC примерно на 25%. Подробности реализации «автоаналитика» мы опишем в отдельном посте.
  • Приоритизация предупреждений. Тот же механизм машинного обучения может не только фильтровать ложные срабатывания, но и оценивать вероятность того, что обнаружен признак серьезной вредоносной активности. Такие серьезные предупреждения передаются для приоритетного анализа экспертам. Альтернативно «вероятность угрозы» может быть просто визуальным индикатором, помогающим аналитику обрабатывать наиболее важные оповещения с наибольшим приоритетом.
  • Поиск аномалий. ИИ может быстро предупреждать об аномалиях в защищаемой инфраструктуре, отслеживая такие явления, как всплеск количества предупреждений, резкое увеличение или уменьшение потока телеметрии с конкретных сенсоров или изменение ее структуры.
  • Поиск подозрительного поведения. Хотя сложности поиска произвольных аномалий в сети значительны, некоторые частные сценарии хорошо автоматизируются и машинное обучение работает в них эффективней статичных правил. Примеры: поиск несанкционированного использования учетных записей из необычных подсетей, детектирование аномального обращения к файловым серверам и их сканирования, поиск атак с использованием чужих билетов TGS (атаки Pass-the-Ticket).

Большие языковые модели в ИБ

Наиболее модная тема ИИ-индустрии, большие языковые модели (LLM), тоже многократно опробована ИБ-компаниями. Оставляя полностью за скобками такие темы, как написание фишинговых писем и ВПО при помощи GPT, отметим многочисленные интересные эксперименты по привлечению LLM к рутинным работам:

  • генерация расширенных описаний киберугроз;
  • подготовка черновиков отчетов по расследованию инцидентов;
  • нечеткий поиск в архивных данных и логах через чат;
  • генерация тестов, тест-кейсов, кода для фаззинга;
  • первичный анализ декомпилированного исходного кода при реверс-инжиниринге;
  • снятие обфускации и объяснение длинных командных строк (такая технология уже используется нашим сервисом MDR);
  • генерация подсказок и рекомендаций при написании детектирующих правил и скриптов.

Большинство перечисленных по ссылке работ и статей являются нишевыми внедрениями или научными экспериментами, поэтому они не дают измеримой оценки эффективности. Более того, имеющиеся исследования эффективности квалифицированных работников, которым в помощь выданы LLM, показывают противоречивые результаты. Поэтому внедрение подобных решений должно проводиться медленно и поэтапно, с предварительной оценкой потенциала экономии, детальной оценкой вложенного времени и качества результата.

View the full article

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Похожий контент

    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      В 2025 году исследователи кибербезопасности обнаружили несколько открытых баз данных различных ИИ-инструментов для генерации изображений. Уже этот факт заставляет задуматься о том, насколько ИИ-стартапы заботятся о приватности и безопасности данных своих пользователей. Но куда большую тревогу вызывает характер контента в этих базах.
      Большое количество сгенерированных картинок в этих базах данных — изображения женщин в белье или вовсе обнаженных. Часть из них явно была создана на основе детских фотографий или же предполагала омоложение и оголение взрослых женщин. И наконец, самое неприятное. Некоторые порнографические изображения были сгенерированы на основе совершенно невинных фотографий настоящих людей, вероятно, взятых из соцсетей.
      Сегодня поговорим о том, что такое секс-шантаж и почему из-за ИИ-инструментов его жертвой может стать любой, опишем содержание обнаруженных открытых баз данных, а также дадим советы, как не стать жертвой секс-шантажа в эпоху ИИ.
      Что такое секс-шантаж
      Секс-шантаж в эпоху Интернета превратился в настолько распространенное явление, что даже обрел в мире собственное название – sextortion (сочетание слов sex и extortion – вымогательство). Разные его виды мы уже подробно рассматривали в посте Пятьдесят оттенков секс-шантажа. Напомним, что при этой разновидности шантажа жертву запугивают публикацией интимных изображений или видео, чтобы заставить выполнить какие-то действия или выманить деньги.
      Ранее жертвами секс-шантажа обычно становились работницы индустрии для взрослых или женщины, поделившиеся интимным контентом с ненадежным человеком.
      Однако активное развитие искусственного интеллекта и особенно технологии преобразования текста в изображения (text-to-image) коренным образом изменило ситуацию. Теперь жертвой секс-шантажа может стать буквально любой человек, выложивший в публичный доступ свои самые невинные фотографии. Все дело в том, что генеративный ИИ дает возможность быстро, легко и достаточно правдоподобно «оголить» людей на любых цифровых изображениях или за несколько секунд подставить к голове человека сгенерированное обнаженное тело.
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      Благодаря удобству технологии NFC и оплаты смартфоном, в наши дни многие вообще перестали носить кошелек и не могут вспомнить ПИН-код от банковской карты. Все карты «живут» в платежном приложении, оплатить которым покупку быстрее и проще, чем доставать физическую карту. Мобильные платежи еще и безопасны — технология разрабатывалась относительно недавно и предусматривает многочисленные защитные меры от мошенничества. Тем не менее злоумышленники изобрели несколько вариантов злоупотребления NFC для кражи денег с ваших карточек. К счастью, для защиты своих средств достаточно знать об этих трюках и избегать опасных сценариев пользования NFC.
      Что такое ретрансляция NFC и NFCGate
      Ретрансляция NFC — это техника, при которой данные, бесконтактно передаваемые между источником (например, банковской картой) и приемником (например, платежным терминалом), перехватываются на одном промежуточном устройстве и в реальном времени передаются на другое. Приложение для ретрансляции устанавливается на два смартфона, связанных через Интернет. Карту прикладывают к первому смартфону, а второй смартфон подносят к считывателю в терминале или банкомате — и с их стороны все выглядит так, будто рядом находится настоящая карта, хотя физически она может быть в другом городе или даже стране.
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      Подделка бренда, веб-сайта и рассылок компании стала распространенной техникой злоумышленников, продолжающей набирать популярность. Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) отмечает значительный рост подобных инцидентов в 2025 году. Хотя чаще всего жертвами имперсонации становятся технологические компании и потребительские бренды, в целом этой угрозе подвержены все индустрии и во всех странах — отличается только способ, которым самозванцы эксплуатируют подделку. На практике встречаются следующие сценарии атаки:
      клиентов и покупателей бренда заманивают на поддельный сайт и выманивают реквизиты доступа в настоящий онлайн-магазин фирмы либо платежные данные для прямой кражи средств; сотрудников и партнеров компании заманивают на фальшивую страницу входа в корпоративные порталы, чтобы получить легитимные учетные данные для проникновения в сеть организации; клиентов и покупателей побуждают связаться с мошенниками под разными предлогами: получение техподдержки, возврат ошибочного платежа, участие в опросе с призами, получение компенсации за те или иные публично известные события, связанные с брендом. Далее у жертвы пытаются украсть побольше денег; партнеров и сотрудников компании заманивают на специально созданные страницы, имитирующие внутренние системы фирмы, чтобы получить одобрение платежа или перенаправить легитимный платеж мошенникам; клиентам, партнерам и сотрудникам предлагают скачать на фальшивом сайте компании вредоносное ПО, чаще всего инфостилер, замаскированный под корпоративные приложения. За словами «заманивают» и «предлагают» скрывается широкий спектр тактик: почтовые рассылки, сообщения в мессенджерах и посты в соцсетях, напоминающие официальную рекламу, сайты-двойники, продвигаемые в поисковых системах инструментами SEO и даже платной рекламой.
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      Наши эксперты обнаружили очередную волну рассылки вредоносных писем на адреса российских коммерческих организаций. Цель атаки — установка на компьютеры жертв инфостилера. Особенно любопытна эта атака тем, что в этот раз злоумышленники потратили определенные усилия для маскировки своей активности под коммуникацию с известным сайтом и работу легитимного ПО.
      Начало атаки
      Злоумышленники рассылают письмо с вредоносным вложением, замаскированным под обычный документ в формате PDF. На самом деле файл является исполняемым, просто его иконка заменена на иконку PDF, поэтому при двойном клике по файлу запускается цепочка заражения компьютера жертвы. В исследованной нами рассылке у вредоносных файлов были имена «УВЕДОМЛЕНИЕ о возбуждении исполнительного производства» и «Дополнительные выплаты», однако нельзя исключать, что злоумышленники используют и другие названия для того, чтобы убедить жертву кликнуть на файл.
      По факту, замаскированный под документ вредоносный файл является загрузчиком, собранным при помощи фреймворка .NET. Он скачивает другой загрузчик, устанавливаемый в системе в качестве службы, для закрепления на машине жертвы. Тот, в свою очередь, получает с командного сервера строчку в формате JSON с зашифрованными файлами, которые затем сохраняются на атакованном компьютере в папку C:\ProgramData\Microsoft Diagnostic\Tasks, а затем один за другим исполняются.
      Пример ответа от сервера
      Ключевая особенность такого метода доставки файлов на компьютер жертвы заключается в том, что злоумышленники могут возвращать с командного сервера абсолютно любую вредоносную нагрузку, которую загрузчик послушно скачивает и исполняет. В настоящий момент злоумышленники используют в качестве конечной нагрузки инфостилер, но потенциально эта атака может быть использована и для доставки более опасных угроз — шифровальщиков, вайперов или инструментов для более глубокого распространения в инфраструктуре жертвы.
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      Прошедший 2025 год серьезно изменил то, куда и как мы получаем доступ в Сети. Радикальные законодательные инициативы, появление ИИ-ассистентов и защита сайтов от ИИ-ботов перестраивают Интернет на наших глазах. Что нужно знать об этих изменениях и какие знания и привычки взять с собой в 2026 год? По традиции опишем это в виде восьми новогодних обещаний. Что обещаем себе в 2026?
      Изучить новые законы своего региона
      Минувший год был богат на законодательные инициативы, значительно меняющие правила пользования Сетью для обычных людей. За последнее время законодатели различных стран:
      запретили соцсети подросткам; ввели строгую проверку возраста, например по удостоверению личности, при посещении тех или иных категорий сайтов; потребовали получать явное родительское согласие на доступ несовершеннолетних ко многим онлайн-сервисам; применяли разные формы давления, включая блокировки и судебные иски к онлайн-платформам, не соблюдающим уже принятые законы о защите детей — наиболее яркая ситуация здесь у Roblox. Почитайте новости на сайтах, подающих их спокойно и не сенсационно, изучите комментарии юристов. Надо понять, какие обязательства ложатся на вас, а если у вас есть несовершеннолетние дети — что меняется для них.
      Возможно, с детьми предстоят трудные разговоры о новых правилах пользования соцсетями или играми. Важно, чтобы подростковый протест не привел детей к опасным ошибкам, таким как установка вредоносного ПО, замаскированного под «мод обхода ограничений», или уход в мелкие и никем не модерируемые соцсети. Подстраховать подрастающее поколение поможет надежная защита их компьютеров и смартфонов вместе с инструментами родительского контроля.
      Но дело не сводится к простому соблюдению законов. Почти наверняка вы столкнетесь с негативными побочными эффектами, которые законодатели не предусмотрели.
       
      View the full article
×
×
  • Создать...