Перейти к содержанию

The Beekeeper: кибербезопасность и пасечник | Блог Касперского


Рекомендуемые сообщения

Как известно, пчеловодство неразрывно связано с информационной безопасностью. Еще в 2019 году мы представили технологию бихайвористического движка (bee-hive-oristic engine), способного за счет интеграции с ульем защищать банкоматы от физического проникновения внутрь корпуса, обеспечивая при этом его владельцев медом, воском и прополисом. Для внедрения движка мы предлагали обучать специалистов по инкассационному и техническому обслуживанию банкоматов прикладному ИБ-пчеловодству.

Так что, когда в 2024 году вышел новый фильм с Джейсоном Стетхемом «Пчеловод«, я сразу заподозрил, что он про информационную безопасность. И разумеется, оказался прав. Сейчас мы разберем описанные в «Пчеловоде» кейсы с точки зрения информационной безопасности. Разумеется, в посте будут спойлеры, однако я не думаю, что они сильно повредят восприятию этой киноленты — в конце концов фильмы со Стетхемом обычно смотрят ради экшн-сцен, а вовсе не из-за глубины и оригинальности сюжета.

Итак, главный герой — Адам Клэй, отставной пасечник. В том смысле, что он — бывший боец спецподразделения пасечников. «Пасечники» (Beekeepers) — это такая секретная организация, не подотчетная никому, следящая за порядком в стране и построенная по философии, почерпнутой из книги «Пчеловодство для пасечников». Выйдя на пенсию, Клэй поселяется у пожилой пенсионерки Элоизы Паркер и посвящает свободное время любимому хобби. Дело в том, что Адам — пасечник (на этот раз в прямом смысле, то есть пчел разводит). Я знаю, что это звучит как бред, но таков сюжет фильма, это не первоапрельская шутка. Как обычно случается в фильмах со Стетхемом, очень быстро находятся нехорошие люди, которые обижают близких Адама, а потом долго и безуспешно пытаются обидеть и его самого. А происходит это все на фоне зловещих киберпреступлений, которые, впрочем, выглядят значительно реальнее чем экшн-составляющая фильма.

Вишинг: грабеж по телефону

Первой под раздачу попадает добрая пенсионерка Элоиза. Однажды, открыв список транзакций, она получает красивое предупреждение о том, что жесткий диск ее компьютера заражен двумя вирусами. В окне также имеется телефон технической поддержки, которая готова помочь избавиться от зловредов.

Разумеется, по телефону ей отвечают мошенники, которые, пользуясь методами социальной инженерии грабят женщину. Делают они это следующим образом. Сначала убеждают зайти на сайт friendlyfriend.net и скачать с него некую программу (которая по факту контролирует компьютер жертвы). Далее, злоумышленники для компенсации причиненных неудобств обещают перевести Элоизе 500 долларов, но якобы по ошибке переводят 50 000 и просят вернуть лишнее. Она порывается было связаться с банком, но собеседник убеждает пенсионерку что в этом случае он из-за допущенной ошибки лишится работы и убеждает перевести деньги самостоятельно. Так мошенники заставляют жертву ввести «пароль для всех аккаунтов», который успешно перехватывают и используют для перевода себе не только всех сбережений и пенсионных накоплений женщины, но и двух миллионов долларов со счета благотворительного фонда, которым Элоиза управляет.

 

Посмотреть статью полностью

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Похожий контент

    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Хотя автоматизация и машинное обучения используются в ИБ почти 20 лет, эксперименты в этой области не останавливаются ни на минуту. Защитникам нужно бороться с более сложными киберугрозами и большим числом атак без существенного роста бюджета и численности ИБ-отделов. ИИ помогает значительно разгрузить команду аналитиков и ускорить многие фазы работы с инцидентом — от обнаружения до реагирования. Но ряд очевидных, казалось бы, сценариев применения машинного обучения оказываются недостаточно эффективными.
      Автоматическое обнаружение киберугроз с помощью ИИ
      Предельно упрощая эту большую тему, рассмотрим два основных и давно протестированных способа применения машинного обучения:
      Поиск атак. Обучив ИИ на примерах фишинговых писем, вредоносных файлов и опасного поведения приложений, можно добиться приемлемого уровня обнаружения похожих угроз. Основной подводный камень — эта сфера слишком динамична, злоумышленники постоянно придумывают новые способы маскировки, поэтому модель нужно очень часто обучать заново, чтобы поддерживать ее эффективность. При этом нужен размеченный набор данных, то есть большой набор свежих примеров доказанного вредоносного поведения. Обученный таким образом алгоритм не эффективен против принципиально новых атак, которые он «не видел» раньше. Кроме того, есть определенные сложности при обнаружении атак, целиком опирающихся на легитимные ИТ-инструменты (LOTL). Несмотря на ограничения, этот способ применяется большинством производителей ИБ-решений, например, он весьма эффективен для анализа e-mail, поиска фишинга, обнаружения определенных классов вредоносного программного обеспечения. Однако ни полной автоматизации, ни 100%-ной надежности он не обещает. Поиск аномалий. Обучив ИИ на «нормальной» деятельности серверов и рабочих станций, можно выявлять отклонения от этой нормы, когда, например, бухгалтер внезапно начинает выполнять административные действия с почтовым сервером. Подводные камни — этот способ требует собирать и хранить очень много телеметрии, переобучать ИИ на регулярной основе, чтобы он поспевал за изменениями в ИТ-инфраструктуре. Но все равно ложных срабатываний будет немало, да и обнаружение атак не гарантировано. Поиск аномалий должен быть адаптирован к конкретной организации, поэтому применение такого инструмента требует от сотрудников высокой квалификации как в сфере кибербезопасности, так и в анализе данных и машинном обучении. И подобные «золотые» кадры должны сопровождать систему на ежедневной основе. Подводя промежуточный философский итог, можно сказать, что ИИ прекрасно подходит для решения рутинных задач, в которых предметная область и характеристики объектов редко и медленно меняются: написание связных текстов, распознавание пород собак и тому подобное. Когда за изучаемыми данными стоит активно сопротивляющийся этому изучению человеческий ум, статично настроенный ИИ постепенно становится менее эффективен. Аналитики дообучают и настраивают ИИ вместо того, чтобы писать правила детектирования киберугроз, — фронт работ меняется, но, вопреки распространенному заблуждению, экономии человеческих сил не происходит. При этом стремление повысить уровень ИИ-детектирования угроз (True Positive, TP) неизбежно приводит к увеличению и числа ложноположительных срабатываний (False Positive, FP), а это напрямую увеличивает нагрузку на людей. Если же попытаться свести FP почти к нулю, то понижается и TP, то есть растет риск пропустить кибератаку.
      В результате ИИ занимает свое место в ансамбле инструментов детектирования, но не способен стать «серебряной пулей», то есть окончательно решить проблемы детектирования в ИБ или работать целиком автономно.
      ИИ-напарник аналитика SOC
      ИИ нельзя целиком доверить поиск киберугроз, но он может снизить нагрузку на человека, самостоятельно разбирая простые предупреждения SIEM и подсказывая аналитикам в остальных случаях:
      Фильтрация ложных срабатываний. Обучившись на предупреждениях из SIEM-системы и вердиктах команды аналитиков, ИИ способен достаточно надежно фильтровать ложноположительные срабатывания (FP) — в практике сервиса Kaspersky MDR это снижает нагрузку на команду SOC примерно на 25%. Подробности реализации «автоаналитика» мы опишем в отдельном посте. Приоритизация предупреждений. Тот же механизм машинного обучения может не только фильтровать ложные срабатывания, но и оценивать вероятность того, что обнаружен признак серьезной вредоносной активности. Такие серьезные предупреждения передаются для приоритетного анализа экспертам. Альтернативно «вероятность угрозы» может быть просто визуальным индикатором, помогающим аналитику обрабатывать наиболее важные оповещения с наибольшим приоритетом. Поиск аномалий. ИИ может быстро предупреждать об аномалиях в защищаемой инфраструктуре, отслеживая такие явления, как всплеск количества предупреждений, резкое увеличение или уменьшение потока телеметрии с конкретных сенсоров или изменение ее структуры. Поиск подозрительного поведения. Хотя сложности поиска произвольных аномалий в сети значительны, некоторые частные сценарии хорошо автоматизируются и машинное обучение работает в них эффективней статичных правил. Примеры: поиск несанкционированного использования учетных записей из необычных подсетей, детектирование аномального обращения к файловым серверам и их сканирования, поиск атак с использованием чужих билетов TGS (атаки Pass-the-Ticket). Большие языковые модели в ИБ
      Наиболее модная тема ИИ-индустрии, большие языковые модели (LLM), тоже многократно опробована ИБ-компаниями. Оставляя полностью за скобками такие темы, как написание фишинговых писем и ВПО при помощи GPT, отметим многочисленные интересные эксперименты по привлечению LLM к рутинным работам:
      генерация расширенных описаний киберугроз; подготовка черновиков отчетов по расследованию инцидентов; нечеткий поиск в архивных данных и логах через чат; генерация тестов, тест-кейсов, кода для фаззинга; первичный анализ декомпилированного исходного кода при реверс-инжиниринге; снятие обфускации и объяснение длинных командных строк (такая технология уже используется нашим сервисом MDR); генерация подсказок и рекомендаций при написании детектирующих правил и скриптов. Большинство перечисленных по ссылке работ и статей являются нишевыми внедрениями или научными экспериментами, поэтому они не дают измеримой оценки эффективности. Более того, имеющиеся исследования эффективности квалифицированных работников, которым в помощь выданы LLM, показывают противоречивые результаты. Поэтому внедрение подобных решений должно проводиться медленно и поэтапно, с предварительной оценкой потенциала экономии, детальной оценкой вложенного времени и качества результата.
      View the full article
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Мы уже рассказывали, почему в приложениях для фитнеса перед началом использования обязательно нужно настроить конфиденциальность и приватность ваших персональных данных. Там же мы поделились подробной инструкцией по общей настройке смартфонов для минимизации рисков.
      Дело в том, что приложения для трекинга тренировок делятся вашей конфиденциальной информацией, включая точную геопозицию. Особенно отличается этим Strava, которая по умолчанию делится в открытом доступе практически всей информацией о ваших пробежках, и мы уже подробно разбирали, как настроить приватность в Strava.
      В остальных беговых приложениях настройки приватности не так многочисленны, как в Strava, — и по умолчанию они установлены в более жесткие значения (по крайней мере, для новых пользователей, регистрирующихся сейчас). Тем не менее пробежаться по ним также стоит — кое-что будет полезно отключить.
      В приложении крупнейшего производителя спортивной одежды и обуви — Nike Run Club (версии для Android и iOS) — настройки приватности спрятаны так, что может быть не вполне очевидно, как до них добраться. Вот что вам нужно сделать: в левом верхнем углу нажмите на круглую серую иконку с вашими инициалами. Далее нажмите на кнопку Настройки. В открывшемся окне не будет как такового единого пункта «Приватность», нужно выбрать несколько отдельных настроек.
      Где найти настройки приватности в приложении Nike Run Club
      Во-первых, убедитесь в том, что ваш профиль непубличен: для этого нажмите на Видимость профиля и проверьте, где стоит галочка. Правильным выбором с точки зрения приватности тут будет Друзья (социальный доступ), а еще лучше — Только я (личный доступ).
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Слово sextortion, образованное из слов sex и extortion (вымогательство), изначально означало шантаж при помощи компрометирующих фото и видео, которые злоумышленник получал, либо взломав устройство жертвы, либо добровольно от нее самой. Хотя эта форма преступления до сих пор существует, сегодня гораздо чаще встречаются ситуации, в которых никаких пикантных документов у шантажиста нет. Некоторые разновидности sextortion «работают» даже на тех людях, которые доподлинно знают, что компромата с их участием быть физически не может. Разберем все современные разновидности секс-шантажа и способы противодействия ему.
      «Ваша жена вам изменяет»
      Свежая разновидность вымогательства вместо стыда давит на ревность. Одному из супругов приходит e-mail о том, что некая «компания по безопасности» получила доступ (читай, взломала) ко всем данным на личных устройствах второго супруга и в этих данных есть подробные доказательства супружеской неверности. Для получения более подробной информации и архива со скачанными данными предлагается пройти по ссылке. Разумеется, на самом деле у злоумышленников нет никаких данных, кроме имен и адресов e-mail двух супругов, а по ссылке можно только расстаться со своими деньгами.
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Фишеры постоянно придумывают новые уловки и постоянно находят какие-нибудь новые сервисы, от имени которых они могут присылать фишинговые ссылки. В этот раз мы поговорим о фишинговых письмах, которые приходят от имени Docusign — самого популярного в мире сервиса для электронного подписания документов.
      Как устроены фишинговые атаки с письмами якобы от Docusign
      Атака начинается с электронного письма, обычно оформленного в стилистике Docusign. В случае данной схемы фишеры особенно не утруждают себя подделкой или маскировкой адреса, с которого отправлено письмо, поскольку в настоящих письмах от Docusign адрес отправителя может быть любым — сервис предусматривает такую кастомизацию.
      В большинстве случаев жертве сообщают о том, что требуется поставить электронную подпись на некий документ, чаще всего финансовый, точное назначение которого не вполне понятно из текста письма.
      Один из примеров фишингового письма от имени Docusign: в данном случае ссылка на фишинговую страницу находится прямо в теле письма
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      В предыдущем посте, посвященном приватности беговых приложений в целом, мы подробно рассказывали, почему эти приложения — настоящий Клондайк персональных данных для мошенников и преступников всех сортов. Увы, по умолчанию они делятся с кем попало вашей конфиденциальной информацией, включая точную геопозицию. Результаты, как мы уже писали, могут быть катастрофическими — от утечек местоположения секретных объектов до сталкинга и покушений на убийство.
      Там же мы поделились подробной инструкцией по общей настройке смартфонов для минимизации этих рисков. В этом и следующих постах мы поговорим о тонких настройках наиболее популярных беговых приложений. Начнем со Strava.
      Strava (версии для Android и iOS) — вероятно, самое популярное приложение для отслеживания тренировок по бегу, велоспорту и просто пеших прогулок. И последнее, сохраняющее независимость: все остальные «большие» беговые приложения уже куплены производителями спортивной одежды и обуви. Кстати, именно оно стало героем нескольких инцидентов с использованием открытых данных — например, публикацией карты, выдавшей местоположение массы секретных объектов.
      Также Strava, как правило, становится центральным объектом претензий каждый раз, когда встает вопрос о том, как одни пользователи следят за другими через фитнес-приложения. Не могу не отметить, что упреки эти по-прежнему справедливы: по умолчанию пользовательский профиль в Strava настроен совершенно не приватно — приложение очень хочет, чтобы вы делились своими данными со всем Интернетом.
      Но это можно исправить — благо, в Strava есть довольно много настроек приватности. Чтобы до них добраться, нажмите кнопку Вы в правом нижнем углу экрана, потом нажмите кнопку с шестеренкой в правом верхнем углу экрана и в открывшемся окне выберите пункт Конфиденциальность.
      Где найти настройки приватности в приложении Strava: Вы → Настройки → Конфиденциальность
       
      View the full article
×
×
  • Создать...