Перейти к содержанию

Как распознать в сообщении от начальника начало мошеннической атаки? | Блог Касперского


Рекомендуемые сообщения

Представьте себе, что вам пишет или звонит ваш непосредственный начальник — или даже руководитель всей организации. Он предупреждает, что в компании развивается неприятная ситуация, которая грозит фирме штрафами или другими финансовыми потерями, вашему отделу — большими проблемами, а лично вам, возможно, — и вовсе увольнением. Холодный пот уже течет по спине, но ситуацию еще можно спасти! Для этого, конечно, придется постараться и очень быстро сделать несколько не совсем обычных вещей, но все будет хорошо…

Остановитесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. С вероятностью 99% «экстренная ситуация» целиком вымышлена, а пишут и звонят мошенники. Как распознать такую атаку и защитить себя?

Анатомия атаки

У подобных схем есть десятки разновидностей — в разных странах мошенники описывают разные трудности компании, ссылаются на вовлеченные надзорные и полицейские органы или важных бизнес-партнеров, предлагают самые разные способы решения проблемы. Но есть несколько ключевых моментов, важных психологических опорных точек, без которых атака почти невозможна. Именно по ним ее проще всего распознать.

  1. Авторитет начальника и просто доверие знакомому человеку. Большинство людей уже выработало устойчивость к странным просьбам от незнакомцев, будь то полицейский инспектор, внезапно решивший написать вам в мессенджер, или сотрудник банка, лично озабоченный вашим благополучием. В данной схеме все иначе — к жертве якобы обращается более-менее знакомый и достаточно важный человек. Часто на роль «подсадной утки» мошенники «назначают» одного из высших руководителей организации. Во-первых, у него больше авторитет, во-вторых, есть неплохие шансы, что жертва знает этого человека, но не настолько близко, чтобы заметить неизбежные отличия в речи или стиле письма. Но есть и разновидности схемы, в которых мошенники обращаются от имени коллеги из подходящего подразделения, например из бухгалтерии или юридического отдела.
  2. Переадресация на внешних исполнителей. В самых примитивных вариантах обращающийся «коллега» или «начальник» сам высказывает просьбу, связанную с деньгами. Но чаще всего после первоначального общения «босс» просит обсудить практические детали с неким внешним контрагентом, который прямо сейчас напишет или позвонит. В зависимости от деталей схемы этот «специальный человек» может быть представлен сотрудником ФСБ, полиции, налоговой инспекции, банка, аудиторской компании и так далее — важно то, что ему уже не нужно прикидываться знакомым жертвы. «Босс» попросит оказать «компетентному товарищу» максимальное содействие и ни в коем случае не откладывать общение с ним. Впрочем, в самых тонко проработанных схемах — как, например, с кражей $25 миллионов по результатам дипфейк-видеоконференции — мошенники могут от начала до конца представляться исключительно сотрудниками компании.
  3. Большая срочность. Это важно, чтобы жертва не могла остановиться и подумать, разобрать ситуацию. «Уже завтра будет проверка», «прямо сейчас пришли партнеры», «сегодня вечером деньги компании спишут со счета» — в общем, действовать надо немедленно. Очень часто мошенники ведут эту часть беседы по телефону и запрещают жертве класть трубку до момента расставания с деньгами.
  4. Абсолютная секретность. Чтобы никто не мог вмешаться в разыгрываемую сцену, «босс» сразу предупреждает жертву, что обсуждать происшествие с кем бы то ни было ни в коем случае нельзя, — огласка приведет к страшным последствиям. Мошенник может, например, сообщить, что довериться ему больше некому, среди других сотрудников есть преступники или нелояльные компании люди — в общем, постарается, чтобы до выполнения требований жертва вообще ни с кем не общалась.
RU-how-to-spot-and-prevent-boss-scams-01.jpg

В нашем случае в роли «финального босса» мошеннической схемы выступил, разумеется, «Евгений Касперский» (обратите внимание на предложение «Заблокировать/Добавить новый контакт»)

 

Посмотреть статью полностью

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Похожий контент

    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Многие компании уже давно перешли от использования традиционных рабочих станций к использованию инфраструктуры виртуальных рабочих столов (VDI). VDI предоставляет целый ряд преимуществ, не последним из которых является большая безопасность (хотя бы потому, что рабочие данные не покидают корпоративных серверов, они всегда живут в виртуальной машине). Однако, несмотря на распространенное заблуждение, само по себе применение VDI не означает стопроцентной защиты. Всегда остается вопрос, насколько безопасно само конечное устройство, с которого сотрудник подключается к своему виртуальному рабочему месту.
      По большому счету, вариантов применения VDI два — с использованием традиционных рабочих станций и тонких клиентов. Как правило, в числе преимуществ тонкого клиента принято вспоминать такие как:
      отсутствие движущихся частей: в них нет активных систем охлаждения и механических жестких дисков, что значительно увеличивает срок эксплуатации тонкого клиента (до 7–10 лет); низкое энергопотребление, обеспечивающее экономию; выгодная цена и стоимость владения (они значительно дешевле даже офисных десктопов и ноутбуков); простота обслуживания и эксплуатации. Однако, с нашей точки зрения, основным преимуществом использования тонкого клиента является не это. Дело в том, что любую рабочую станцию, будь то стационарный ПК или лэптоп, необходимо обеспечивать дополнительной защитой. А тонкий клиент можно сделать заведомо безопасным, если в основе его операционной системы заложен принцип Secure-by-Design. Именно такую операционную систему — Kaspersky Thin Client 2.0 — мы и предлагаем использовать в устройствах для подключения к инфраструктуре виртуальных рабочих столов.
       
      Посмотреть статью полностью
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Заработок на криптовалюте воспринимается многими как синекура: один раз совершить успешную сделку и больше никогда не работать. Теоретически это возможно — равно как и выиграть миллиард в лотерею — но удается невероятно малому количеству людей, и потому «заработок на криптовалюте» — скорее мем, чем реальность. Историю «успешного успеха» подкрепляют криптотрейдеры, постоянно хвастающиеся фотографиями дорогих спорткаров, толстенных кип купюр и часов по цене квартиры. Правда, машины могут быть арендованные, деньги — с пометкой «банка приколов», а часы — обычной подделкой.
      Такие трейдеры — криптомиллионеры, или «инсайдеры», как они себя называют, — уверяют, что «подняться на крипте» может каждый, но все мы хорошо знаем, где обычно раздают бесплатный сыр. Сегодня расскажем про мошенническую схему «заработка с Toncoin» — криптовалютой, созданной на основе технологий Telegram.
      Как работает схема «заработка» на Toncoin
      Мошенники предлагают заработать Toncoin с помощью «суперсекретного классного бота» и реферальных ссылок. Если коротко: вкладываешь свои деньги, покупаешь тарифы-ускорители, зовешь друзей и получаешь комиссию с каждой вложенной ими криптомонеты. При этом пирамидальная схема стимулирует вносить как можно больше денег, чтобы сгенерировать большую прибыль.
      По нашим данным, этот способ мошенники используют как минимум с ноября 2023 года. Среди жертв как российские, так и иностранные пользователи. Для удобства обмана «потенциальных партнеров» скамеры записали два видео с инструкциями на русском и английском языках, создали двуязычные текстовые мануалы и снабдили их большим количеством поясняющих скриншотов.
      Давайте разберем мошенническую схему поэтапно: запасайтесь защитой — и поехали!
       
      Посмотреть статью полностью
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Когда речь заходит про спам, мы обычно представляем себе ворох абсолютно ненужной рекламы, с которой отлично справляются антиспам-движки. Однако это далеко не самое неприятное из того, что может свалиться в ваш почтовый ящик. Зачастую спам используется для проведения DDoS-атаки на корпоративные адреса электронной почты, причем жертву бомбардируют совершенно легитимными письмами, которые не должны вызывать подозрение у стандартного антиспам-движка.
      Атака подтверждением регистрации
      Для реализации атаки типа mail bomb злоумышленники могут эксплуатировать механизмы регистрации на веб-ресурсах абсолютно непричастных компаний. Применяя средства автоматизации, они, указывая адрес жертвы, регистрируются на тысячах сервисов из разных стран. В результате в почтовый ящик падает огромное количество подтверждений, ссылок для активации аккаунта и тому подобных писем. При этом по факту они отправляются совершенно легитимными почтовыми серверами компаний с хорошей репутацией, так что антиспам-движок считает их полностью легальными и не блокирует.
      Примеры писем с подтверждением регистрации, используемых для DDoS-атаки на корпоративные почтовые адреса
      В качестве цели обычно выбирается необходимый для работы организации адрес, через который с компанией-жертвой общаются клиенты. Например, ящик отдела продаж, технической поддержки или адрес, на который в банк отправляют заявки на ипотечные кредиты. Атака может длиться днями, и множество писем просто перегружает почтовый сервер жертвы и парализует работу атакованного отдела.
       
      Посмотреть статью полностью
    • KL FC Bot
      От KL FC Bot
      Израильские исследователи из Offensive AI Lab (что можно примерно перевести как «Лаборатория наступательного ИИ») опубликовали работу, описывающую метод восстановления текста из перехваченных сообщений от чат-ботов с ИИ. Рассказываем о том, как работает эта атака и насколько она опасна в реальности.
      Какую информацию можно извлечь из перехваченных сообщений чат-ботов на основе ИИ
      Разумеется, чат-боты отправляют сообщения в зашифрованном виде. Однако в реализации как самих больших языковых моделей (LLM), так и основанных на них чат-ботов есть ряд особенностей, из-за которых эффективность шифрования серьезно снижается. В совокупности эти особенности позволяют провести так называемую атаку по сторонним каналам, когда содержимое сообщения удается восстановить по тем или иным сопутствующим данным.
      Чтобы понять, что же происходит в ходе этой атаки, придется слегка погрузиться в детали механики LLM и чат-ботов. Первое, что надо знать: большие языковые модели оперируют не отдельными символами и не словами как таковыми, а так называемыми токенами — своего рода смысловыми единицами текста. На сайте OpenAI есть страница под названием «Токенизатор», которая позволяет понять, как это работает.
      Этот пример демонстрирует, как работает токенизация сообщений моделями GPT-3.5 и GPT-4. Источник
      Вторую особенность, важную для данной атаки, вы наверняка замечали, когда общались с чат-ботами: они присылают ответ не крупными кусками, а постепенно — примерно так же, как если бы его печатал человек. Но, в отличие от человека, LLM пишут не отдельными символами, а токенами. Соответственно, чат-бот отправляет сгенерированные токены в режиме реального времени, один за другим. Вернее, так делает большинство чат-ботов — исключение составляет Google Gemini, из-за чего он не подвержен данной атаке.
      Третья особенность: на момент публикации исследования большинство существующих чат-ботов, перед тем как зашифровать сообщение, не использовали сжатие, кодирование или дополнение (это метод повышения криптостойкости, в котором к полезному сообщению добавляются мусорные данные, чтобы снизить предсказуемость).
      Использование этих особенностей делает возможным атаку по сторонним каналам. Хотя перехваченные сообщения от чат-бота невозможно расшифровать, из них можно извлечь полезные данные — а именно длину каждого из отправленных чат-ботом токенов. В итоге у атакующего получается последовательность, напоминающая игру в «Поле чудес» на максималках, не для одного слова, а для целой фразы: что именно зашифровано, неизвестно, но известна длина отдельных слов токенов.
       
      Посмотреть статью полностью
    • achskull90
      От achskull90
      Блокируется шифрованный трафик расширения VPN в браузере Edge 124.0.2478.51 при активном антивирусе Kaspersky 21.17.7.539. 
       
      Вчера обновился антивирус до версии 21.17 и заметил данную проблему (на версии 21.16 такой проблемы не было) в браузере. Если антивирус выключить или в настройках антивируса для браузера активировать параметр не проверять зашифрованный трафик, то расширение начинает работать, то есть пропускать зашифрованный трафик через себя... 
       
      Разработчики, прошу, решить данную проблему. 
       
×
×
  • Создать...