Перейти к содержанию

Троян QBot в деловой переписке | Блог Касперского


Рекомендуемые сообщения

В начале апреля эксперты «Лаборатории Касперского» зарегистрировали массовую кампанию по рассылке писем с вредоносным PDF-файлом внутри. В качестве жертвы злоумышленники в данном случае рассматривают бизнес — опасный документ прикрепляется к деловой переписке. Цель кампании — заразить компьютеры жертв зловредом QBot, также известным как QakBot, QuackBot и Pinkslipbot. Письма составлены на различных языках (мы видели экземпляры на английском, немецком, итальянском и французском). Интересно, что примерно год назад наши специалисты также наблюдали резкое увеличение потока писем, служащих для доставки зловредов (в том числе и того же QBot).

Как выглядит атака с точки зрения жертвы

В основе атаки лежит тактика перехвата переписки (conversation hijacking). Злоумышленники получают доступ к реальной деловой корреспонденции (QBot, помимо всего прочего, похищает локально сохраненные электронные письма у предыдущих жертв) и встраиваются в диалог, отправляя свои сообщения под видом продолжения старого разговора. К письму прикрепляют файл PDF, а в сопроводительном тексте убеждают открыть его, выдавая за смету расходов или заявление, требующее какой-то реакции.

На самом деле внутри PDF файла находится имитация уведомлений (чаще всего от Microsoft Office 365 или Microsoft Azure), убеждающих нажать на кнопку Open. Если жертва соглашается, то на ее компьютер скачивается запароленный архив (пароль услужливо оставляют в самом «уведомлении»). Далее от получателя ждут распаковки архива и запуска находящегося внутри файла .wsf (Windows Script File). Это вредоносный скрипт, загружающий с удаленного сервера зловред QBot. Более подробное техническое описание всех этапов атаки вместе с индикаторами компрометации можно найти в посте на сайте Securelist.

 

View the full article

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Похожий контент

    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      Ваши снимки — это буквально ключи к личной жизни. В галерее мы храним планы на будущее, собственные финансовые секреты, фотографии котиков, а порой даже то, чем нельзя делиться ни с кем. Но как часто вы задумываетесь о защите своих снимков? Надеемся, что после истории с кроссплатформенным трояном-стилером SparkCat — чаще обычного.
      Мы обнаружили младшего брата этой угрозы. Троян ласково назвали SparkKitty. Но не обольщайтесь, за милым названием скрывается шпион, который, как и его старший брат, нацелен на кражу фотографий со смартфонов жертв. В чем особенности этой угрозы и почему ей нужно уделить внимание владельцам Android и iPhone?
      Как SparkKitty попадает на устройства
      Стилер распространяется двумя способами: в дикой природе — то есть на безымянных просторах Интернета, и в официальных магазинах приложений — App Store и Google Play. Обо всем по порядку.
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      Попытки поставить целевой фишинг на поток мы наблюдаем уже достаточно давно. Как правило, они ограничиваются чуть лучшей стилизацией писем под конкретную компанию, имитацией корпоративного отправителя при помощи методики Ghost Spoofing и персонализацией послания (которая в лучшем случае заключается в обращении к жертве по имени). Однако в марте этого года мы начали регистрировать крайне любопытную рассылку, в которой персонализирован был не только текст в теле писем, но и вложенный документ. Да и сама схема была не совсем типичной — в ней жертву пытались заставить ввести корпоративные учетные данные от почты под предлогом изменений HR-политики.
      Письмо от злоумышленников: просьба ознакомиться с новыми HR-гайдлайнами
      Итак, жертва получает письмо, в котором якобы представители HR, обращаясь по имени, просят ознакомиться с изменениями HR-политики, касающимися протоколов удаленной работы, доступных рабочих льгот и стандартов безопасности. Разумеется, любому сотруднику важны изменения такого рода, курсор так и тянет к приложенному документу (в названии которого, к слову, тоже есть имя получателя). Тем более в письме такая красивая плашка, в которой сказано, что отправитель подтвержденный, сообщение пришло из листа безопасных адресатов. Но как показывает практика, именно в таких случаях к письму стоит присмотреться повнимательнее.
       
       
      View the full article
    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      При знакомстве с рейтингом CVSS (Common Vulnerability Scoring System) многим кажется, что он прекрасно подходит для сортировки уязвимостей и их приоритизации: если больше цифра рейтинга, значит уязвимость важнее. На практике этот подход не срабатывает. Уязвимостей с высоким рейтингом каждый год становится все больше, закрывать их все команды ИБ не успевают, при этом львиная доля этих дефектов никогда не эксплуатируется в реальных атаках. В то же время злоумышленники то и дело используют менее броские уязвимости с невысоким рейтингом. Есть и другие подводные камни — от чисто технических (конфликтующие оценки CVSS) до концептуальных (отсутствие бизнес-контекста).
      Считать это недостатками самого рейтинга CVSS нельзя, нужно просто применять этот инструмент правильно: в рамках более сложного и комплексного процесса управления уязвимостями.
      Разночтения CVSS
      Иногда одна и та же уязвимость получает разную оценку критичности в доступных источниках: у исследователя ИБ, который ее нашел; у производителя уязвимого ПО; в национальном реестре уязвимостей. Кроме банальных ошибок у этих разночтений может быть и более серьезная причина — разные эксперты могут расходиться в оценках контекста эксплуатации: например, о том, с какими привилегиями выполняется уязвимое приложение, доступно ли оно из Интернета, и так далее. Производитель может ориентироваться здесь на свои рекомендации лучших практик, а исследователь ИБ — на то, как приложения настроены в реальных организациях. Один исследователь может оценить сложность эксплуатации как высокую, а другой — как низкую. Все это далеко не редкость. В исследовании VulnCheck, проведенном в 2023 году, подсчитали, что 20% уязвимостей из NVD содержат два рейтинга CVSS3 из разных источников и 56% этих парных оценок конфликтуют между собой.
       
      View the full article
    • varzi_73
      Автор varzi_73
      Добрый день! подцепил троян. Как восстановить данные?
      RDesk_Backup.rar
    • KL FC Bot
      Автор KL FC Bot
      Мошенники постоянно что-нибудь «раздают»: то бесплатные подписки в Telegram, то криптовалюту, то NFT-кроссовки. В новой схеме все по-простому: «раздают» сразу деньги — точнее, делятся способом, как их якобы законно можно получить.
      Жулики с помощью ИИ создали двухминутный ролик, где «журналИИсты» и одна знаменитость рассказывают байки: «Каждый человек может получить компенсацию, для этого нужно всего лишь…». Читайте эту историю, чтобы узнать, что просят сделать жертв и как теперь мошенники завлекают людей в свои схемы.
      Как действуют мошенники
      В рамках этой кампании были разработаны фишинговые сайты, на которых как раз и размещалось видео. Вы не сможете найти его на YouTube или других видеохостингах (извините, но ради вашей безопасности мы тоже им не поделимся), потому что там подобный ИИ-контент довольно-таки быстро удаляют. С подконтрольными злоумышленникам сайтами все сложнее, особенно когда ссылки на них рассылают в почте и мессенджерах.
      Теперь о самом интересном: о видео. Выглядит оно как свежий выпуск бразильских новостей, но с одним нюансом. Новости — фейковые, они «сняты» без согласия журналистов. Мошенники в качестве фактуры использовали настоящий выпуск новостей, на который наложили закадровую озвучку, сделанную с помощью ИИ, а также синхронизировали движения губ с новым текстом. Итак, ИИ-клоны реальных журналистов рассуждают о «нарушениях», допущенных одним из популярнейших банков страны.
      «Банковские балансы клиентов уменьшаются без всякой причины или даже полностью обнуляются». «Несправедливо блокируются счета». «Процентные ставки по кредитам завышаются». Часть фейковой статьи, созданной ИИ для этой схемы
       
      View the full article
×
×
  • Создать...