Перейти к содержанию

"Чаще всего информация утекает по дури"


Melt

Рекомендуемые сообщения

Владелец компании InfoWatch Наталья Касперская рассказала президенту группы Qiwi Андрею Романенко, почему она продала акции "Лаборатории Касперского" и как компании теряют миллионы из-за ошибок секретарш.

 

Текст: Николай Гришин

 

В жизни Натальи Касперской начинается новая глава: в прошлом году она оставила пост председателя совета директоров "Лаборатории Касперского" (ЛК), а весной 2012 года окончательно вышла из состава акционеров компании. "Лабораторию" Наталья и ее бывший супруг Евгений Касперский создали 15 лет назад. В прошлом году выручка ЛК выросла на 14% и составила $612 млн. Компания занимает второе место на мировом рынке антивирусов после Symantec и является, пожалуй, самым узнаваемым российским ИТ-брэндом.

 

Однако Наталья предпочла развивать компанию InfoWatch, которая занимается разработкой программных продуктов и методик защиты корпораций от утечек информации. Сейчас Касперская выкупает миноритарный пакет акций этой компании у "Лаборатории Касперского". По сравнению с ЛК InfoWatch — миниатюрный бизнес: выручка в 2011 году составила около $6 млн, но при этом выросла на 49%.

 

У Андрея Романенко бизнес совсем не миниатюрный. Начав с платежных терминалов в магазинах и переходах, сейчас он создает глобальную платежную систему: оборот группы Qiwi в 2011 году превысил 400 млрд руб. Большие деньги привлекают мошенников. Романенко было интересно узнать о современных способах защиты от злоумышленников, как внешних, так и внутренних.

 

 

"И все — миллионы уходят"

 

Андрей Романенко: Почему вы все-таки решили завершить большую историю с ЛК?

 

Наталья Касперская: Когда в феврале 2012 года компания заявила, что не будет выходить на IPO, мне не было смысла сидеть и ждать у моря погоды.

 

АР: Почему ЛК решила не выходить на IPO?

 

НК: Просто Касперскому это не нужно. Это ситуация, когда контроль важнее объемов бизнеса. У ЛК закончились драйверы роста. Чтобы расти быстрее рынка, нужно сесть на волну. В 2000 году мы росли потому, что передавали свой движок компаниям, которые встраивали его в свой продукт. В 2004 году удачно вышли на розничный рынок. Но сейчас ритейл не растет, потому что антивирусный рынок уже сформировался. Перепрыгнуть Symantec возможности нет — слишком большая разница в объемах (за III квартал 2011/12 финансового года американская компания получила выручку $1,7 млрд.— СФ).

 

АР: Последние несколько лет я постоянно замечал на выставках брэнд Kaspersky Mobile Security. В мобильных антивирусах вообще хоть у кого-то получилось?

 

НК: Это была моя идея. Еще в 2004 году стали появляться первые вирусы для мобильников. Я надеялась, что будет такая же история, как со стационарными компьютерами, но она не произошла. Ну нет массовых вирусов для мобильников, не самим же их писать?

 

АР: А защита электронных платежей? Набирающий обороты рынок, где вопросы безопасности стоят на первом месте...

 

НК: Антивирусные вендоры эту тему сливают. Кража денег — это, как правило, таргетированные атаки. Мошенники пишут вирус под конкретный банк, а ЛК, например, делает универсальный продукт для массового сегмента. Поэтому оборона идет с другой стороны: сами банки и платежные системы вынуждены защищаться, так как массовые антивирусы с этим не справляются. У вас воровали деньги?

 

АР: Было несколько случаев краж денег у наших пользователей. В основном проблемы происходят из-за человеческой халатности. Например, до сих пор популярен телефонный развод: "Вам из Qiwi звонят, продиктуйте пароль, пожалуйста". И люди говорят, хотя в каждом SMS написано: "Не сообщайте сотрудникам пароль". У нас 8 млн активных "кошельков", на них лежат миллиарды рублей. Но при этом средний остаток на счету — примерно рублей 200. Преступникам смысла нет связываться, тратить время на взлом.

 

НК: Софт для взлома сложный. Писать его для воровства маленьких сумм невыгодно. Проще внедриться в платежную систему трансакций между компанией и банком, чем заниматься мелочью. В этом случае вирус проникает в сеть компании, ищет компьютеры бухгалтеров, на которых стоит банк-клиент. И все — миллионы уходят. К счастью, цепочку можно отследить: в 60% случаев деньги удается вернуть.

Подробнее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
×
×
  • Создать...