arh_lelik1 Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Масс-культура полна исторических примеров, которые на первый взгляд казались инновационными, но они канули в лету из-за стремительного развития технологий. Некоторые из них лучше все-таки оставить в забвении, другие можно назвать действительно заслуживающими того, чтобы о них помнили. «Руформатор» представляет адаптированный перевод статьи портала Techradar, в которой рассказывается о пяти инновационных разработках, оставшихся в прошлом. В каждом случае их преемники используются и по сей день. 1. OS/2 – ОС, которой не было OS/2 первоначально разрабатывалась в тандеме «Microsoft-IBM», и ей была уготована судьба стать основной операционной системой для компьютеров IBM PS/2. PS/2 – персональные компьютеры второго поколения от IBM, которых выпустили в 1987 году с намерением откусить часть рынка у производителей PC. Это была фатальная ошибка, поскольку клиенты предпочитали обычную архитектуру ПК, но OS/2 все равно выжила. И оставалась новаторской как в середине 1980-х, так и в начале 1990-х. Когда OS/2 пошла в производство, большинство компьютеров работали под DOS с интерфейсом командной строки. Эта ОС не была дружественной к пользователю, и кроме запуска программ, а также операций «копировать-вставить-переименовать-удалить», она ничего делать не умела. Разумеется, чтобы обрести успех, OS/2 должна была поддерживать MS-DOS – и она поддерживала. А начиная со второй версии, вышедшей в 1992 году, она могла запускать и приложения Windows, спасибо виртуальной машине DOS (VDM) – можно было запускать одновременно несколько приложений DOS. Виртуализация сегодня позволяет запускать приложения, написанные для одной ОС, в среде другой. Многие думают, что это что-то новое, однако в OS/2 такая функция существовала более 20 лет назад. Первая версия OS/2 была чисто текстовой, примитивный графический интерфейс появился лишь с версией 1.1. Но версия 2.0, чей внешний вид мы назовем похожим на Windows, обрел имя Workspace Shell. И это только одно из преимуществ, которым обладала OS/2 (а позднее и OS/2 Warp), пытаясь привлечь на свою сторону не только гиков, но и простых домашних пользователей. Еще одной особенностью была поддержка воспроизведения видео, что и появилось в версии 2.1 в 1993 году. Любопытно, что эта операционная система будущего, реализованная в виде открытой платформы с поддержкой многозадачности, потерпела крах. Часть этих возможностей получила развитие только с выходом Windows 95, которая предложила беспрецедентный уровень безопасности при работе с несколькими приложениями одновременно – и это было именно тем краеугольным камнем, который стал причиной провала OS/2. Потому что OS/2 этого не обеспечивала, и одновременное выполнение нескольких программ вполне могло привести к нарушениям в работе системы. Версия 3.0 так и не вышла, взамен нее мы увидели Windows NT, которая считалась первой «серьезной» версией Windows и была направлена на серверный рынок. Учитывая, что Windows 2000, XP, Vista и 7 базируются на архитектуре NT, становится вполне очевидным, что OS/2 явилась революционной ОС. 2. Windows 3.1 Windows пришла на ПК в 1985 году, но не повергла мир в шок. То же самое можно сказать и о версии 2.0, и о 2.1. Эта «конфетка» была припасена для версии 3.1, запущенной в производство в 1992 году и проданной в объеме 2 млн копий за первые несколько месяцев – феноменальный успех для операционной системы. В первые годы Windows при запуске ПК и появлении командной строки DOS нужно было набирать имя исполняемого файла программы для ее запуска, для Windows таковой была команда “win”. Тот факт, что Windows запускалась подобным образом, свидетельствовал о том, что она была все-таки чем-то немного большим, чем любая другая программа DOS – и действительно, ранние версии Windows назывались «графической оболочкой», а не полноценной ОС. Начиная с третьей версии, все изменилось. Хотя Windows все еще требовалась DOS для работы, она предлагала большую функциональность сама по себе. С другой стороны, она не была столь навороченной, как OS/2, но учитывая ее успех на рынке, эффект оказался ошеломительным. Раньше ОС для ПК имели предел в 640 КБ оперативной памяти для пользовательских приложений, но Windows 3.1 разрушила этот барьер, предоставив пользователям доступ к объему до 16 МБ. Сегодня это сущие пустяки, но в дни процессоров *86 это было настоящим прорывом. Следующей инновацией была поддержка шрифтов TrueType. Такие известные всем названия, как Arial, Times New Roman, Symbol и Windings прекрасно знакомы всем и сегодня. Впервые за всю историю экран стал проводником новой идеологии WYSIWYG («what you see is what you get», «что видите – то и получаете») – это означало, что документ на экране будет выглядеть точно так же, как и при печати. Сегодня мы воспринимаем это как должное. Windows 3.1 также появилась в расширенной версии под названием Windows for Workgroups (для рабочих групп) 3.1. Все было таким же, как и в обычной версии, но появилась встроенная поддержка компьютерных сетей. ПК смог предоставить общий доступ к файлам и принтерам. В этой версии появились утилиты для обмена сообщениями и электронной почты, что в основном использовалось для локальной сети, а не для Интернета, но это еще один показатель того, как позабытая уже версия программы опередила свое время. 3. ICQ Программа ICQ, вышедшая в 1996 году, была первой в продвижении интернет- мессенджеров. Изначально она была собственностью AOL, а потом ее приобрела DST. (Прим. «Руформатора»: на Западе львиную долю рынка систем IMS (Instant Messaging System, система мгновенного обмена сообщениями) сегодня держит AIM, тогда как ICQ больше распространена в России.) Обычные пользователи уже не видят разницы между ICQ, AIM или Windows Live Messenger – большинство клиентов предлагают примерно одинаковый набор функций, включающий в себя возможность проведения видеоконференций, обмена файлами и т.д. ICQ не была пионером в сфере обмена сообщениями через Интернет. Чтобы действительно заглянуть в историю, надо вспомнить 1988 год и IRC (Internet Relay Chat), который все-таки отличается от систем IMS. В IRC вы попадали в чат-комнату (на «канал»), где шла дискуссия между многими людьми, подчас незнакомыми; «ирка» широко использовалась учеными и гиками, которые составляли основную часть «населения» Интернета на заре его существования. ICQ стала новатором в том, что вы могли выбирать, с кем вам общаться, составляя контакт-листы. Нынешняя доля ICQ составляет единицы процентов в мире, но без нее не было бы систем IMS в том виде, который мы знаем их сейчас (и даже Skype). 4. RealPlayer Фраза «потоковое видео через Интернет» вызывает ассоциации с чем? Правильно, с Flash. Но это не всегда было так. Когда-то большую часть потокового трафика веба составляли ролики RealVideo. По правде говоря, RealVideo пока еще не полностью забыт, может быть, потому, что плагин для браузеров от Real также может обрабатывать MPEG-видео, воспроизводить диски, сохранять flash-видео. Однако «родной» формат RealVideo теперь встречается гораздо реже, чем раньше. Программа RealPlayer изначально увидела свет под именем RealAudio в 1995 году. Хотя она и была одной из первых программ, способных обрабатывать потоковые данные, обработка ограничивалась только режимом воспроизведения аудио. Поддержка видео совпала с изменением названия на RealPlayer в 1997 году, и тогда же эта программа покорила общественность. Впервые пользователи могли смотреть видеоматериалы через Интернет в режиме реального времени, а не загружать видеофайл для последующего воспроизведения. В первые 24 часа после момента выхода эту программу загрузили более 100 тыс. человек. В некотором смысле причиной успеха RealPlayer было то, что он стал первым. К концу тысячелетия к ней присоединились Apple QuickTime (который получил поддержку потоковой трансляции, начиная с версии 4), Windows Microsoft Media Player (версия 6 и старше) и Macromedia Flash (потоковое видео доступно с четвертой версии). Более того, на протяжении всего конца 90-х формат RealVideo в целом смог достичь наибольшей степени сжатия – что являлось очень важным фактором в дни модемного доступа к Сети. Сегодня Adobe выиграла много войн потокового видео с форматом Flash и плагинами на его основе. Успех приписывают небольшому размеру и простоте установки, но, вероятно, принятие его YouTube говорит, что тут все-таки дело в чем-то более существенном. Все могло быть совсем иначе. Быть первым – значит выпустить на рынок продукт еще до того, как появится потребность в нем. Когда RealPlayer пришел на рынок, в Великобритании широкополосным доступом к Интернету обладали менее одного процента пользователей, остальные довольствовались диалапом на 28 или 56Кбит. Вполне логично, что видео передавалось в разрешении 160х120 с экстремально низким битрейтом. Сравнивая с сегодняшним днем, можно заметить, что стандартом цифрового ТВ стало разрешение 720х576, а для HDTV обозначены цифры 1920х1200. Потоковое видео в Интернете доступно сейчас и в высоком разрешении: YouTube, например, предлагает 1920х1080 для пользователей с пятимегабитным каналом. RealVideo сейчас уже не при делах, но современные потоковые технологии явно должны быть ей благодарны. 5. Intel MMX Основной набор инструкций для процессоров ПК называется «набор инструкций х86», в чем можно усмотреть намек на их предшественников 8086 серии, которые увидели свет в 1978 году. Однако было бы неверно полагать, что сегодня процессоры могут выполнять только такие инструкции. Тем не менее, любой х86 процессор имеет обратную совместимость со своими далекими предками – то есть может выполнять все то, что могли они; принципиально новые инструкции увидели свет только 30 лет спустя. MMX – так назывался набор из дополнительных инструкций, которые добавили к процессорам Pentium образца 1996 года. И этот факт по своей важности вполне может поспорить с фактом перехода с 16 на 32-битную архитектуру в 1985 году. Обычно предполагается, что MMX расшифровывается как MultiMedia eXtension, хотя Intel никогда не подтверждала этого. Набор инструкций MMX включает в себя 47 одиночных потоков команд и множеств потоков данных (SIMD (англ. Single Instruction, Multiple Data) — принцип компьютерных вычислений, позволяющий обеспечить параллелизм на уровне данных). Такой уровень параллелизма явился особенно полезным в графических процессорах, где получился существенный прирост производительности. Также можно было применять эти инструкции в специализированных векторных процессорах, которые использовались суперкомпьютерами на протяжении многих лет. Но почему мы знаем так мало об ММХ сегодня? Не потому, что они больше не используются, а потому, что они вошли в состав других SIMD-инструкций, предлагающих лучшую производительность для мультимедиа-приложений. Технология SSE дебютировала в процессорах Pentium III в 1999 году. Было введено 70 новых инструкций в 128-разрядных регистрах. SSE-инструкции могли выполнять операции с плавающей точкой. Далее технология получила дальнейшее развитие с выходом SSE2, SSE3, SSSE3 и SSE4, и AMD также представила свои наборы дополнительных инструкций. В 2008 году на рынок вышла технология AVX (Advanced Vector Extension) с 256-разрядными регистрами. И без технологии MMX все современные достижения как мощности, так и компьютерной графики, могли бы и не быть достигнуты. Поэтому при разработке новых технологий важно не только смотреть в будущее, но и отдавать дать уважения прошлому за его заслуги. ruformator. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгений Малинин Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 "Никто не забыт, ничто не забыто"... В данном случае это высказывание подходит На самом деле, большинство IT'шников знают это... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arh_lelik1 Опубликовано 10 июня, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 "Никто не забыт, ничто не забыто"... В данном случае это высказывание подходит На самом деле, большинство IT'шников знают это... Даже "спецы" писавшие и переводившие не помнят. Версия 3.0 так и не вышла, Warp 3 (октябрь 1994 года, Warp 4 (Мерлин) (сентябрь 1996 года) OS/2 существует до сих пор и приобрела некоторую популярность в среде корпоративных клиентов и сетевиков. И сегодня многие крупнейшие корпорации в Европе доверяют OS/2 управление своими компьютерными сетями, wikipedia. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Werewolf Опубликовано 11 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2010 OS/2 существует до сих пор и приобрела некоторую популярность в среде корпоративных клиентов и сетевиков. И сегодня многие крупнейшие корпорации в Европе доверяют OS/2 управление своими компьютерными сетями, wikipedia. полуось может и выжила, а вот Next точно забыт и он во многом был революционен (на этом и погорел Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mixasa Опубликовано 13 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2010 Виртуализация сегодня позволяет запускать приложения, написанные для одной ОС, в среде другой. Многие думают, что это что-то новое, однако в OS/2 такая функция существовала более 20 лет назад. Еще раз подтвердилось выражение *все новое, давно забытое старое* Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Werewolf Опубликовано 14 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2010 Ваша цитата не из меня Мне чужих лавров не надо Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти