«Славянский базар» -2008
ЭТО БЫЛО ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ... В СЕРЕДИНЕ ИЮЛЯ...
Семнадцатый международный фестиваль исскуств «Славянский базар в Витебске», погдотовил витебчанам сюрприз - отмена ближайших к Амфитеатру автобусных остановок перед концертами заставляла идти на встречи с музыкой пешком... Бросились в глаза заметные изменения в обеспечении безопасности праздника. В дополнение к традиционным двум кольцам охраны добавилось третье, на дальних подступах к Амфитеатру, а непосредственно на входе контроль был существенно усилен – появились металлоискатели. Такие меры безопасности вызвали недовольство Надежды Бабкиной, а Олег Газманов заявил, что наоборот, готов «если надо, хоть сто раз пройти проверку». Но обе знаменитости были единодушны в том, что телевидение не умеет качественно показывать фестивальные концерты. По поводу фонограмм звезды русской эстрады вновь разошлись во мнениях. Надежда Бабкина объяснила пение под фонограмму тем, что на сборных концертах музыкантам надо по 40 минут настраивать инструменты ради одной-двух песен. А Олег Газманов признался, что готов по 2-3 часа тратить на подготовку, «всё дело в желании организаторов». И отметил: «Когда победитель «Евровидения» на таком фестивале поет под фонограмму – это позорище». Ослепительная певица Варвара,
едва ступив на витебскую землю, прямо на вокзале сломала каблук, и была вынуждена покупать себе обувь уже в Витебске. От своей покупки она оказалась в таком восторге, что с радостью хвасталась ею перед журналистами. Русская певица была восхищена не только местной обувью, но и Витебском, и «Базаром». Варвара откровенно призналась что она «потрясена, поражена» белорусскими дорогами. «Сразу видишь разницу, когда едешь по Смоленской области, и когда въезжаешь в Беларусь». Первый вечерний концерт, ещё накануне официального открытия фестиваля, давал Максим Галкин, смело начавший своё выступление с обсуждения руководителей трех государств – Беларуси, России и Украины. Но быстро опомнился и перешёл на более безопасное занятие – пародии на своих коллег по сцене. На открытии «Славянского базара», испытывавшая явную эйфорию Лайма Вайкуле пошла в народ, но тут, «очень вовремя», отказал микрофон. Песню пришлось остановить, микрофон заменить. А латышская знаменитость получила замечание от организаторов: «Не надо выделываться, пой как все, под фонограмму».
Народная артистка Украины Русланы Лыжечко рассказала свою историю про смену гражданства. На пресс-конференции в Турции, где певица невероятно популярна, турецкие журналисты многократно доставали её с вопросами «А вы бы согласились выйти замуж за турка?» «А если бы вы вышли замуж за турка?» Славянская знаменитость старалась отвечать максимально политкорректно, однако эта политкорректность явно не свойственна турецким средствам массовой информации. Едва певица села в самолет, турецкие газеты написали:«Руслана приняла турецкое гражданство».
Исполнители шансона благодарили организаторов за приглашение на фестиваль.Было видно, что выступление перед такой аудиторией для них — огромное событие. Талантливая Екатерина Голицына явно не хотела расставаться со зрителями после своего выступления. На встречу с журналистами пришли самые популярные авторы этого жанра Екатерина Голицина, Ирина Круг, солист группы «Лесоповал» Сергей Куприк, Стас Михайлов. Артисты дружно критиковали нынешних хозяев российской музыки, считая, что те, кто говорит певцам «не формат», сами не знают, что такое «формат». И благодарили «Радио Шансон», которое после своего появления и открыло им дорогу к слушателям. Оказалось, что большинство звёзд этого жанра не имеют музыкального образования — на этом фоне выделяется Екатерина Голицина, закончившая Гнесинское училище. Стас Михайлов лишь полгода проучился в музыкальной школе, и с разочарованием её бросил — методика преподавания вызвала у него протест, после чего Стас за 3 месяца самостоятельно научился играть на гитаре.
Московский актер Эммануил Виторган рассказал, чем закончилась его нашумевшая история с московскими «гаишниками» - «обычно они ведут себя уважительно с известными людьми, однако в тот раз накануне нового года, они возможно, торопились заработать», и история завершилась изъятием прав у его жены - сам Виторган машину не водит. Однако на пресс-конференции супруга актёра призналась, что всё это время ездила с правами своей сестры-близняшки. На театре теперь в России много не заработаешь, поэтому Эммануил Гедеонович с женой Ириной Млодик являются совладельцами сети химчисток в Москве, которые и дают возможность свободного творчества на театральной сцене.
Иосифа Кобзона по дороге в Витебск обидела в поезде проводница.Когда он попросил чая, она заявила: «сначала расплатитесь за печенье». Изумлённый Иосиф Давыдович был вынужден доказывать, что он способен расплатиться за печенье, и в этом можно не сомневаться.... Народный артист СССР ходил к начальнику поезда, говорил, что артисты заслуживают более вежливого и уважительного обращения. Начальник отвечал, что «печенье - это её собственность»...
Олег Газманов рассказал, как он участвовал в телепроекте «Танцы на льду»:
— Это мой директор предложил. Я спрашиваю: «А как же гастроли?».
— «Да мы просчитаем график, и всё будет хорошо!»
И я поверил. Я не подумал, что надо же ещё и репетировать. И когда в течении полутора-двух суток надо было сделать новый номер, и мы по пять часов не вылезали со льда, я понял, куда попал. Я мастер спорта по спортивной гимнастике, но на коньках работают совершенно другие группы мышц, там другая техника. И самое страшное — что там парное катание. За себя я не боюсь. У меня есть акробатическая подготовка, я умею правильно падать. Но когда ты держишь партнёршу, олимпийскую чемпионку Оксану Казакову, на коньках и на скорости — это оказалось очень тяжело. Я надеялся, что меня выкинут из турнира через пару этапов, но оказалось, что хуже меня ещё пару человек катается. А потом Оксана меня так завела: «Мы должны выиграть». И во мне проснулся спортсмен из моей прошлой жизни. И мы по пять с половиной часов тренировались. И когда мы, мокрые после тренировки, выползали из зала, она призналась: «Я перед Олимпиадой столько не работала». Считаю, что мы неплохо выступили. Меня учили наши лучшие спортсмены, мировые звёзды. Я получил массу впечатлений. Было физически тяжело. Но появилось много новых знакомых из кино, с телевидения. Ведь жизнь артиста монотонна — гостиницы, концерты, репетиции. Поэтому, вспоминая это шоу, очень доволен, что я это прошёл. Но второй раз меня туда уже не заманишь.
У Сергея Лазарева спросили:
— Чувство юмора у вас очень близко к английскому. Это связано с тем, что вы много времени проводите за рубежом?
— Жизнь такая. И не «зарубежом». У меня много было ситуаций в жизни, когда меня пытались уничтожить, поломать, растоптать, и если бы не моё чувство юмора, то пожалуй, меня бы здесь уже не сидело. С чувством юмора надо дружить. Англия никак не повлияла на моё чувство юмора. Скорее то, что день рожденья у меня в день смеха, 1 апреля. Я лёгкий, открытый человек.
Иосиф Давыдович Кобзон говорил больше всех. И намного...
О политике:
— Как могло случиться. что комитет Госдумы по культуре возглавил не Говорухин или Вы, а человек, которого почти никто не знает. Не связано ли это с коррупцией?
— Понимаете, мы неудобные — и Говорухин, и Кобзон. Мы же действительно воевали за культуру. Я даже вывесил такой лозунг: «Только с спьяну или сдуру средств жалеют на культуру». Я им говорил, что «Только культуре и порядочным женщинам денег не платят». Их ничего не убеждало, и они решили, что лучше назначить своего человека. В январе в Болгарии после концерта меня пригласили на встречу Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Анатольевич Медведев. И Путин удивлённо спросил: «А кто сейчас там, в комитете?»
Медведев ответил
— Юрист.
— А почему?
— Владимир Владимирович, я ещё не президент.
Вы знаете, это беда не Кобзона или Говорухина. Это беда культуры.
Путин в январе сказал: «Пора прекращать жадничать на культуру». Вы знаете, как я обрадовался? Но это оказалось пустым звуком для минфина. Для Кудрина и для Голиковой, которая тогда была его заместителем.
О морали:
— Вы много бываете за границей - есть ли там общественные комиссии по нравственности и приносят ли они пользу?
— Я уже 12 лет, четыре созыва подряд избираюсь в Госдуму. Хотя не отношу себя к политикам, а просто к тем людям, которым интересно работать с избирателями.
Потому что они никогда повторно не проголосуют, если их депутат не сделал ничего полезного. Трижды работал в комитете по культуре. Первый раз — заместителем председателя у Говорухина, второй — у Губенко, третий созыв сам был председателем. Сейчас я работаю в комитете информационной политике.
Мы с Говорухиным создали закон «Об ограничении сексуально-эротической продукции в средствах массовой информации», который прошёл все чтения и получил одобрение в Совете Федерации, но господин Ельцин его запретил, наложив вето. А к нам предъявляют претензии: «Как вам не стыдно, вы же работаете в Госдуме, почему вы не издаёте закон, почему вы не запрещаете эту пошлость в СМИ» Как же и что мы можем сделать, когда президент накладывает вето? Последние чтения стояли у входа в парламент типы с физиономиями алкоголиков с 9 до 10 часов, пока депутаты идут на работу, с плакатами: «Руки прочь от сэкса». Ну что могут сделать депутаты, которые пытаются бороться с этим? У меня вырастают, слава Богу, пять внучек и внук, и я хочу, чтобы они росли в нормальном обществе. Но я ничего не могу сделать с этим обществом. Мы инициировали законопроект закона «Совета по нравственности». предварительно выяснив - существуют ли аналоги в других странах? Оказалось, существуют. Наиболее продуктивно работает такой закон во Франции. Там можно транслировать в электронных СМИ зарубежную музыку максимум на 20 %. То же самое с показом фильмов. Так охраняется национальная культура, нравственность. Проявляется национал-патриотизм. Почему у них до сих пор сохранился такой жанр, как «шансоньет» — потому что они охраняют свою национальную культуру.
И нам бы не нужен был «Закон по ограничению сексуально-эротической продукции в СМИ» если бы у нас существовал Совет по нравственности. Но законопроект о нём не прошел согласование. По регламенту законопроект, который проходит первой чтение в Госдуме, дальше идет на согласование в правительство, правовое управление президента и в администрацию президента. Если он не прошёл эти согласования, на второе чтение его лучше не выносить - он все равно не пройдет. Вот там он и пылится на полках, как и мой законопроект «О защите чести и достоинства гражданина России». Я считаю, что Совет по нравственности, как и худсоветы должны существовать. Надо оздоравливать моральное состояние общества.
Об экстриме:
— Мало кто знает про Ваши концерты, например на Севере, при 45 градусах мороза. Расскажите про ваши благотворительные концерты в Афгане, сколько вообще их было? Там не было инструментов, и вы пели акапельно, и очень много и долго. И возвратившись в Москву, вы послали потом в эту часть фортепьяно? Это правда, или легенда?
— Я послал 30 гитар. Но не туда. где пел акапельно, а на далёкие заставы, где были наши пограничники, которые несли тяжелую службу в Афганистане и я очень рад, что общался с этими людьми. Я могу без всякого хвастовства сказать, что люблю быть первым. Я был первым в районе острова Даманского, когда случилась беда. Я первым поехал в Афганистан. У меня было девять командировок туда. Я первым приехал в Чернобыль. Я первым вошел в "Норд-Ост" и вывел оттуда первых детей. Я первым побывал после первого окончания войны в Чечне. Когда спрашивают - "Что, такой храбрый?" - да нет. Просто вы не представляете, какое это счастье, общаться с людьми, находящимися в экстремальных обстоятельствах. Это совсем другие люди. Вот вы сидите здесь, вы совсем другие. Не приведи Вам Господь, оказаться в экстремальных условиях, вы будете совершенно другими людьми. И мне очень интересно с ними общаться. И я считаю, что этот долг нам оставили в наследство наши старшие коллеги и товарищи. Как выступали наши выдающиеся деятели культуры, и эстрадные в том числе - Утёсов, Шульженоко, Русланова во фронтовых бригадах перед нашими бойцами. Вот и наш долг, когда случается беда, - быть с этими людьми. Потому что мы одна страна, один народ, и мы должны быть рядом, вместе и в радости и в горе.
О Галкине:
— Максим Галкин сейчас часто рассказывает историю, как он видел, что одна девочка бежала за Вами, желая взять автограф, и назвала вас Иосиф Виссарионович? Было ли такое, и не обижаетесь на Максима?
— На Максима, я уже говорил, не надо обижаться, а было это до того, как родился Галкин. Мои музыканты шутили, и когда подходили люди после концерта и спрашивали их - «Как обратиться к Кобзону?» они отвечали — «Иосиф Виссарионович».
О "Евровидении".
— Сложилось мнение, что это ангажированное мероприятие. И голосование носит ангажированный характер. Ведь не главное, как пройдет конкурс, или какие появятся конкурсанты, а важно проследить их дальнейшую судьбу и помочь этим исполнителям после конкурса. Для меня главное не звание лауреата. Пугачева получила на одном из конкурсов в 1974 году, благодаря мне — и она это знает - одну из четырех третьих премий. То есть я уговорил председателя жюри Силантьева: «Юрий Васильевич, ну посмотрите какая талантливая девочка, как она искренне спела". А он в ответ: "Отстань ты со своей Пугачевой». Кто был тогда лауреатом первой премии? Венера Майсурадзе. Это к тому, что через месяц Пугачева стала знаменитой на всю страну и на всю Европу после исполнения своего «Арлекино». А поехала она на «Золотой Орфей» случайно, потому что заболел Лещенко и её в спешном порядке Слободкин, который был тогда её и мужем и художественным руководителем, её быстренько протолкнул. И она спела «Арлекино» и стала знаменитой. Поэтому, какое кто место займет на «Славянском базаре», это важно только для этого исполнителя. И для продюсеров, которые его привезли. Но главное - что будет дальше с этими исполнителями. Кто им поможет дальше им свою судьбу определить — это для меня главное. Поэтому конкурсы типа «Евровидения» - это всего лишь этапы большого пути. И не более того.
И снова о политике:
— После событий августа 1991-го ко мне пришёл нынешний губернатор Московской области Громов с вопросом «Что мне делать?» Он в таком превентивном заключении находился. Я тогда был народным депутатом СССР и пошёл на приём к Горбачеву. Я спросил его:
— Как вы допускаете, что двадцатилетние следователи допрашивают Героя Советского Союза?
— А что делать? Ты же видишь, что они себе позволяют?
— Примите меры. Действенные меры.
— Кровь прольётся.
— Пусть сегодня прольётся кровь десяти человек. Но зато это не закончиться настоящей гражданской войной.
— Не могу. Я ведь пришел для того, чтобы насаждать демократию...
Председатель жюри 17-го Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2008» Риккардо Коччианте — всемирно знаменитый композитор и певец. Он автор многочисленных популярных альбомов, победитель известного музыкального конкурса в Сан-Ремо 1991 года. Но в последнее десятилетие прославился как создатель популярнейшего мюзикла — «Notre-Dame de Paris», и музыкального спектакля «Маленький принц».
Рассказал всё, о чём спросили:
— Риккардо, правда ли, что вы не получили музыкального образования?
— У меня нет академического образования, музыку я изучал самостоятельно. Если я получу образование, я попаду в рамки правил и у меня не будет прежней свободы в создании музыки. Многие спрашивают, как это у меня получаются - создавать популярнейшие произведения. Это мой дар, и я стараюсь его у себя развивать.
— В 2006 году у вас были проблемы с французскими властями. За мюзикл «Собор Парижской Богоматери» вы заработали около 6 миллионов евро и во Франции потребовали, чтобы вы заплатили около 3 миллионов в качестве налога. Неужели в Европе так безбожно обирают творческих людей?
— В своей жизни я никогда не был резидентом Франции. Я родился во Вьетнаме, потом мы переехали в Италию. Сейчас я проживаю в Ирландии. Но во время создания «Notre-Dame de Paris» я находился на территории Франции. И французское государство посчитало, что я должен заплатить налоги во Франции. Успех мюзикла был невиданным, и я считаю, что они решили на моём примере подать сигнал французским деятелям культуры. Но всё ещё не закончилось, потому что я подал апелляцию и обжаловал решение. Было бы естественно, чтобы налоговые органы решали этот вопрос. Однако во Франции всё происходит иначе. Сначала свой вердикт вынес гражданский суд. А налоговые органы до сих пор не приняли решение.
— Почему добившийся успеха и славы композитор выбрал местом жительства Дублин?
— Я очень домашний человек, люблю уединение. Я всегда хотел жить в той стране, где меня не знают. Поэтому три года я жил в Майами, а теперь восемь лет живу в Ирландии. В этой стране я чувствую себя самим собой. Обычным человеком, не испытывающим никакой популярности. Дублин - красивый город. Там очень добрые люди. Очень вдохновляет то, что у них очень живая музыка. Интеллектуальный народ. Там интересно жить.
— Вы говорите по-французски, живёте в Ирландии. Кем вы себя чувствуете?.
— Я итальянец и француз. Моё настоящее имя — Риккардо Коччианте. Однако во Франции меня называют Ришаром. Когда я сюда приехал, мне сказали, что лучше, если я буду представлять Францию.
— В каком образе «Notre-Dame de Paris» себя видели бы себя?
— Когда я работал над этим мюзиклом, я исполнил все роли. Конечно же, когда я пишу, я трансформируюсь в создаваемые персонажи. Я нахожу у себя очень много общего с Квазимодо - будь то моя внешность, из-за которой я немного страдал, или даже профессия артиста, который по определению человек — больше живущий во внутреннем мире, чем во внешнем.
— Вы контролировали создание русской версии «Notre-Dame de Paris»? Вам понравился результат?
— Да, я присутствовал на выборе актёров. Надо было объединить мои идеи и представления россиян, создававших русскую версию мюзикла. Я не со всем был согласен, манера исполнения, по моему мнению, должна быть более спокойной. Мы неоднократно переделывали многие вещи, например, несколько раз возвращали текст на доработку.
— Уже после Юрия Кима «Notre-Dame de Paris» на русский язык перевёл Александр Шаганов. Возможна ли постановка мюзикла в новой версии с либретто Шаганова?
— В первой версии были некоторые трудности, было большое давление со стороны продюсеров. Я надеюсь, что когда-нибудь мы сможем сделать немного другую версию.
Подводя итоги фестиваля, его бессменный директор Родион Басс отметил: «Многие участники,особенно те, которые попали к нам впервые, были в колоссальном восторге. Мы с огромным трудом вернули на родину участников из ЮАР — наши кураторы вылавливали их на улицах города, чтобы отправить домой. Предложений от желающих выступить столько, что уже сейчас за пару часов можно составить программу следующего «Базара».
Но как только спросили про финансовое обеспечение праздника, Родион Михайлович быстро заявил: «Ну вот, вы испортили всю пресс-конференцию». А всерьез добавил: «Седьмой год бюджет не меняется, а цены растут. Например, на 30% за год выросли цены на гостиницы, железнодорожные и авиабилеты. А статьей бюджета, на которых мы сможем сэкономить, всего две- это программа фестиваля и гонорары артистов».
Я сам не из ЮАР, но и мне расставаться с фестивалем не хотелось...
Однако он всё-таки закончился, и выбора не было - пришлось ехать домой...
© Фото автора.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет