Доктор Хаус и российское государство
Широко известный отечественному и зарубежному телезрителю персонаж - доктор Грегори Хаус - порой практикует диагностирование пациентов при помощи лекарств. Метод прост: целевому объекту назначается лечение, после чего за ним внимательно наблюдают. Полегчало - врачебный консилиум на правильном пути. Стало хуже - диагноз не подтвердился.
К чести виртуального доктора, подобную методологию он использует далеко не всегда, а только в тех случаях, когда на счету каждый час, и нет времени ждать результатов сложных анализов. В основном современная медицинская ипостась Шерлока Холмса все же следует привычным путем: сначала диагностические тесты, затем лечение. Согласны с ним и другие врачи - и не из-за традиции даже, а просто в силу логичности и целесообразности такого подхода.
Но вот что интересно: "кризисный" метод доктора Хауса явно приходится по душе разнообразным управленцам от государства российского. Применяют они его, конечно, в немного модифицированном виде, однако сам подход к проблеме вполне себе аналогичен вышеописанному. "Жизненный цикл" подобных проектов таков: сделать -> посмотреть, что будет -> в случае неудачи отменить.
Дух экспериментаторства часто посещает госслужащих на самых разных уровнях властной структуры. Вот, буквально сегодня в новостном разделе мультипортала "Кирилл и Мефодий" вспоминали о том, как два года назад отечественное правительство придумало отменить обязательную сертификацию продуктов питания - чтоб не грустил лишний раз пищевой бизнес. Отменили; прошло месяцев двадцать, и "...в январе 2012 года на заседании президиума Государственного совета, посвященном усилению государственных гарантий защиты прав потребителей, Дмитрий Медведев сказал: «Потребитель должен быть в полной мере защищен от недобросовестных производителей и продавцов»...".
Впрочем, ладно там продукты питания; в этом контексте вспоминаются и более масштабные деяния. Я бы, например, упомянул поставленный сколько-то лет назад большой опыт по изменению структуры органов исполнительной власти: из министерств тогда решили выделить единицы второго уровня, сиречь федеральные агентства. Выделили, посмотрели, что получилось, и... отменили. Мне эта история особо запомнилась; когда организация заключает годовой госконтракт с Федеральным агентством по образованию, а месяцев через шесть последнее ликвидируют и сливают с Министерством образования и науки, становится довольно весело - как с юридической, так и попросту с бытовой точки зрения.
По идее, всякому значительному нововведению и преобразованию (и уж особенно на государственном уровне) должна предшествовать хорошая такая, добротная аналитическая работа, позволяющая спрогнозировать потенциальные последствия и результаты. У такой подготовки есть одно принципиальное преимущество: она позволяет отказаться от невыгодного проекта еще до его реализации, сохраняя тем самым немало финансовых и трудовых ресурсов. Ставить опыты, конечно, тоже хорошо и интересно, но как-то... затратно, что ли. В масштабах страны, по крайней мере.
Вот и думай, напрягай мысль, как говорил сатирик Задорнов. Если аналитическая работа все же проводится, и показывает положительные перспективы - значит, аналитики плохие, в хрустальный шар смотреть не обученные, и гнать их нужно с насиженных мест. Если же предварительный анализ в процессе отсутствует, значит, чем-то притягателен для государственных мужей процесс постановки опытов...
Доктора Хауса понять можно: диагностирует лекарствами он не от хорошей жизни, а от нехватки времени. Но правителям-то нашим цейтнот вроде бы не грозит, и перспективы у них довольно стабильные - на много лет вперед можно планировать труды и свершения... Наверное, просто увлекательное это дело - экспериментировать. Любовь к науке творит чудеса!..
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти