От
KL FC Bot
Чем лучше мы будем понимать modus operandi киберпреступников и масштабы их операций, тем эффективнее можно будет организовать борьбу с ними. В случае с шифровальщиками-вымогателями оценить успешность и доход каждой группировки обычно очень непросто. Вендоры защитных решений, такие как мы, обычно знают только об атаках на своих клиентов, а значит, по сути видят только провалившиеся попытки. Жертвы шифровальщиков, у которых защитных продуктов не было, зачастую предпочитают молчать о факте атак (особенно если решают заплатить злоумышленникам).
Получается, что достоверные данные об успешных атаках брать особенно и негде. Однако на прошедшей в конце 2020 года конференции Remote Chaos Communication Congress (RC3) группа исследователей представила достаточно любопытный метод анализа кампаний киберпреступников от начала и до конца — по криптовалютному следу.
Само по себе исследование проводилось в 2016–2017 году аналитиками из Принстонского университета, Нью-Йоркского университета, Калифорнийского университета в Сан-Диего, а также сотрудниками компаний Google и Chainalysis. Но описанный метод может применяться и по сей день, да и собранные ими данные в любом случае позволяют получить представление о доходах киберпреступников.
Метод исследования
Преступники всегда боятся, что их вычислят по оставленному ими денежному следу. Именно поэтому современная киберпреступность предпочитает пользоваться криптовалютой (чаще всего — биткойном). Такая валюта практически не регулируется, обеспечивает анонимность, при этом она доступна кому угодно, а транзакции, сделанные с ее помощью, нельзя отменить.
Однако у биткойна есть и еще одно свойство — все транзакции в этой криптовалюте по определению публичны. То есть при желании это дает возможность отследить финансовые потоки и составить представление о масштабах внутренней кухни злоумышленников. Именно этим и занялись исследователи.
Некоторые злоумышленники генерируют уникальный адрес BTC-кошелька для каждой жертвы, другие же используют несколько заранее созданных. Поэтому для начала исследователи собрали ряд кошельков, на которые нужно было переводить выкуп. Какие-то адреса были найдены в публичных сообщениях о заражении (многие жертвы публиковали скриншоты записки о выкупе в Сети), какие-то были получены путем запуска шифровальщиков на тестовых машинах).
Далее они проследили, что происходит с криптовалютой после того, как она попадает в этот кошелек (в некоторых случаях для этого им пришлось самостоятельно сделать платежи размером в микроскопические доли биткойна). Дело в том, что биткойн поддерживает операцию «совместной проводки» (co-spending), когда средства с нескольких кошельков переводятся на один. Именно так злоумышленники консолидируют выкупы от разных жертв. Но такая операция означает, что тот, кто ее проводит, имеет ключи от нескольких кошельков. Следовательно, отслеживание таких операций позволяет расширить список жертв. А заодно выяснить адрес центрального кошелька, куда эти средства переводятся.
Изучив движение средств по этим кошелькам в течение двухлетнего периода, исследователи смогли составить представление о доходах злоумышленников и методах, которые они используют для отмывания средств.
View the full article
Рекомендуемые сообщения